Любознательность

Н.К. Рерих. Нагарджуна, победитель змия. 1925 г.Любознательность – духовно-познавательное качество человека, означающее искреннюю, глубокую любовь к знанию, процессу познания, мышления и творческому труду.

Любознательность свидетельствует об открытости сознания, готовности принять новое знание и преобразовать в связи с ним своё мировоззрение, способы мышления и поведения. В отличие от любознательности невежество упорствует, отрицает и отвергает всё, что противоречит и не укладывается в традиционные и упрощенные схемы давно известного и доказанного знания или условного, посредственного псевдознания.

Любознательность отнюдь не значит эрудированности и многознания (информированности). Как говорил древнегреческий философ Гераклит: «Многознание уму не научает». На этой же позиции стоит и Учение Живой Этики. Не собирание сухого множества фактов и не рациональные, рассудочные рассуждения составляют процесс познания, а развитие и усиление глубинного, изначально присущего духовному началу человека притяжения к Знанию через любовь к нему, стремление к более совершенному и совершенствованию, влечение к красоте и добру.

Согласно Живой Этики, вместилище сознания человека – духовное сердце, жизнь которого складывается двумя силами – разумом и чувством. В Учении мы не находим противопоставления этих естественных свойств человеческой природы, которое так характерно для западноевропейской культуры. Замечательно, что и само русское слово любознательность так выразительно соединяет любовь (чувство) и знание (разум). Лишь их гармония и взаимодействие служат источником плодотворного творчества и поступательного развития человеческого сознания, двигающегося к вершинам таланта и гениальности.

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи считают, что нравственное и эстетическое воспитание должно предшествовать образовательному процессу и опережать его. Нельзя злому, мстительному существу раскрыть глубинные тайны материи и энергий. При первых же шагах современной науки мы получили в ХХ веке страшные катастрофические явления – ядерное и бактериологическое оружие, атомные бомбы и т.д.

Духовный Учитель Рерихов, признавая растущий темп развития научного знания, вместе с тем, подчеркивал, что наука развивается чрезвычайно медленно. Он отмечал, что при современном нравственном и духовном состоянии человечества многие открытия, идеи и знания не могут быть даны в широкое пользование. И утверждал, что некоторые догадки и ряд открытий были специально сокрыты и затемнены из-за их преждевременности, из-за страшных последствий, к которым они могли привести в руках несовершенных людей.

Невозможно ограничиться только интеллектуальным и технологическим развитием человека и его жизни. Разве человек не испытывает острейшую потребность в знании того, как вести себя, как принять и уравновешенно осмыслить такие явления, как страдания (душевные и физические), роды (для женщины), болезни, рождение и воспитание ребенка, старость, смерть близких и свою? Человек, на самом деле, страшно одинок в эти моменты жизни, они – очень серьезная проверка его моральных, душевных и интеллектуальных сил. Почему об этом молчат современная школа и вуз? Где и от кого может получить человек знание об этом? Потому и невозможно воспитание перекрыть образованием и образование свести к овладению узким набором практических профессиональных умений и навыков – средств зарабатывания денег. Все мы вроде бы понимаем это, но в жизни у нас вводится сокращенный 4-летний курс бакалавриата, в школе вводятся уроки физической культуры за счет эстетических уроков рисования и с большим трудом (никак еще не) пробивается в практику мысль о необходимости глубокого преподавания этики, философии, искусства мышления, истории мировой культуры.

Затронем и другую проблему – возрастающий темп информационных и технологических изменений современного общества. Духовный Учитель Рерихов неоднократно подчеркивал еще в 20-30-е гг. ХХ века, что темп человеческой жизни с каждым десятилетием будет только ускоряться, а океан знания – нарастать. Так социальная жизнь будет все больше соответствовать ритмам и законам космической жизни. Как же ориентироваться человеку в этом изменяющемся мире, открывающем новые перспективы развития?

Прежде всего, это позитивный настрой: если жизнь беспредельна в своем разнообразии возможностей, то ведь и человеческому сознанию открыта бесконечность эволюции. Что невозможно (кажется недоступным) сегодня, станет достижимым завтра. Как всегда, здесь важны открытость, последовательность и целеустремленность. Самое худшее – когда человек замыкается, теряется в океане знаний и пытается остановить в себе поток жизни. Но Жизнь не терпит искусственных запруд. «Скажут: «Невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук». Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию, – так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины»1.

В плане практики человек должен смело осваивать сведения по самым различным областям знания так, чтобы иметь представление о современном состоянии наук и искусств, их новых достижениях и тенденциях. Это задача на всю жизнь. Она реализуется параллельно с целенаправленным профессиональным углублением в одну-две области знания и рукотворчества, где человеку предстоит в этой жизни достичь высокого уровня мастерства. Мастерство развивает так необходимые наблюдательность, утонченное внимание к деталям, нюансам (которые поверхностный взгляд никогда не увидит), находчивость, живость и подвижность мышления. Мастерство развивает воображение, учит добиваться высокого качества труда, тогда и приходит вдохновение, радость новым возможностям…

При этом, подлинный мастер знает, что творчество приобретает новое качество, особую убедительность и насыщенность, если охватывает многие (как можно большие) грани знания (истины). Так разносторонность развития обогащает специализацию и мастерство (и наоборот). Настоящее творчество немыслимо как некая узкая специализация. Оно всегда многогранно.

Любознательность, данная человеку от природы, пробуждает и поддерживает в нем сознательное устремление к всестороннему развитию. «Упомнить надо, – отмечают авторы Учения, – чтобы пополнение знания текло беспрерывно. Главное, сохраните устремление, которое движет всеми системами познавания. Устремление – ключ к замку»2. Нужно уметь направить мысль в будущее, мечтать, формулировать свои искренние желания и периодически возвращаться к ним. На практике по разным причинам конкретные действия для достижения целей самого широко познавания часто невозможны или очень ограничены. Удивительно, но при искренности устремления – внутренний мир человека начинает потихоньку перестраиваться, чутче реагировать на то, что желанно, и находить небольшие ручейки, как бы отдельные ступени к овладению этим в жизни.

Устремление, говоря современным языком, – это антиэнтропийная сила сознания. С ним душа остается живой, интересующейся, отзывчивой. Чем развитее человек, тем он сильнее, тем устойчивее будет его устремление и мужественнее противостояние внешним обстоятельствам. Чем менее развит человек, тем большую власть над ним имеют обстоятельства. Однако и здесь человек – господин своим мыслям и устремлениям, первый шаг – это не изменить себе в мыслях, сохранить внутреннюю стойкость и твёрдость в деле познания и совершенствования.

В Живой Этике человеку предзадана возможность вседостижимости, т.е. реализации всех лучших потенций, стремлений и идей. Человек будущего, говорит Живая Этика, так же отличается от самого себя в настоящем, как комочек грязи от солнца: «Мы поражаемся различием между идиотом и гением, но обычно не хватает воображения продолжить эту меру в Беспредельность»3. Зачатки всех свойств уже заложены в многомерной природе человека, и их можно и необходимо развивать, не смущаясь дальностью поставленных целей. И ничто иное, указывает Учение, не может наполнить смыслом существование человека и его пребывание на земле: «Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться»4.

По сути, человек есть его сознание. Физическое тело, более тонкие оболочки – это носители человеческого сознания. Они не просто претерпевают преобразовательные процессы, но проходят через свое полное уничтожение в ходе эволюции человека и циклов его земных и надземных существований в многомерном пространстве. Тогда как высшее, одухотворенное сознание, при постоянном его обновлении и развитии, существует вечно, неуклонно расширяя круги своего восприятия, познания, творчества, и тем самым естественно повышая свой онтологический статус. Его достижения неистребимы, неуничтожаемы и неотъемлемы. Именно сознание и должно быть предметом нашей первой заботы в земной жизни: «Только когда сознание наше останется единой собственностью нашей, – подчеркивают философы, – тогда мы чувствуем свободу восхождения»5. Физическая смерть человека с особенной силой обнажает всю тщетность любых других целей и усилий.

Человеку предназначено великое будущее. Беспредельное познание и всестороннее развитие приведут к синтетичности мышления и высокому качеству творчества. Пока развитие человека – в основном его личностная цель, отнюдь не социальная, потому что весьма слабо поддерживается обществом. А ненормальные рыночные отношения, введенные в сферу образования, только ухудшили положение. Закрылось множество библиотек, театров, здания детских садов распроданы под офисы, высшие учебные заведения стали местом купли-продажи… Но такая ситуация высветила очень важную, главную идею – что развитие человека находиться и всегда будет находиться в его собственных руках. Внешние обстоятельства и другие люди могут благоприятствовать и помогать, а могут – и нет. Но это не должно останавливать или ставить под сомнение идею беспредельности познания и всестороннего развития. Ибо через нее осуществляется исполнение смысла человеческой жизни – развитие сознания. А человек – это и есть его сознание. Если мы будем ориентироваться на эти идеи в нашей жизни, стремиться к ним, придадим этим идеям силу – то и сделаем тот ожидаемый от нас шаг к соединению с эволюцией всего Космоса.

Итак, любознательность – это вечно живая сила нашего духовного сознания, всегда устремляющая нас к обновлению и познанию бытия.

 

 

Близкие понятия: духоразумение, чувствознание, ответственность, самодеятельность, самостоятельность, дисциплина духа, проницательность, дальнозоркость духа, настойчивость, смелость, чуткость, внимательность.

 

Противоположные понятия: невежество, любопытство, ограниченность, догматичность, неподвижность мышления, легкомыслие, слабоволие, шаблонность, стереотипность, автоматизм, рефлекторность, предубежденность, равнодушие, сомнение, трусость.

 

 

Любознательность – любовь к знанию

Воспитание любознательности. Превозмочь непонимание

Применение знания

Любовь к знанию о Высшем Мире

Духовный Учитель – источник подлинного знания духа

Желание знания в Тонком Мире

Притчи

   

 

Любознательность – любовь к знанию

 

Община, § 230. Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться.

 

Н.К.Рерих. Книга жизни (1930-е)

Беспредельность, 828. Знание, знание, знание. Если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы и доли того страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширениесознания есть сотрудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции, потому действия врагов преступны и карма их ужасна. Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.

 

Аум, 440. Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму.

Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания.

Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание.

 

Листы сада М. Зов, 24.03.1920. Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

 

Община, 193. Рушите негодное, где бы оно ни укрывалось. Раскрывайте невежество под любой личиной. Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. Конечно, вы знаете, что невежество не излечивается перелистыванием книг, но синтезом вмещения.

 

Община, 194. В знании – конец страха.

 

Аум, 215. Вместо враждебной невежественности, лучше проявите человечность и покажите любовь к познаванию. Преуспейте любовью!

 

ЗнАЙ, 424. Мера понимания есть степень любви. Можно выучить строки дословно и все-таки остаться мертвецом, если не согреется знание любовью.

Истинно, когда научатся запечатлевать эманации чувств, то увидят, что именно любовь прежде всего привлекает огонь пространства. …Любовь есть истинная реальность и ценность.

Не отвлеченно Говорю о любви, но как физиолог. Считаю, если необходимость есть двигатель, то любовь есть просветитель.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 300. Люблю Я ближайших любовью учить. Только любовью можно поднять любую тяжесть и выполнить любую задачу, и притом с радостью, и притом непосильную задачу. Ближайший следует любовью. Любовь к своему Владыке – источник непревзойденной мощи. Ею же и приближаемся, ею же проходим все врата, все ступени, все трудности. Ею побеждаем всё. Потому и называется любовь-победительница. Кто-то приготовил груды вычислений, кто-то упражняется и дышит, кто-то выучил Писания, но победитель, коснувшийся Тайны, идет любовью и любовью преуспеет. Его путь, и плоды пути, и знания – результат и следствия силы огня любви. Можно идти и иными путями, и многие идут, но нет прямее и кратче пути, чем этот, людьми позабытый. Огненные нити любви, идущие от сердца к сердцу, связывают и соединяют сразу и непосредственно. Наиближайший значит понявший и сумевший возлюбить больше других. Мерою любви Измеряю преданность. Мерою любви Измеряю готовность. Мерою любви Измеряю высоту духа. И ею же измеряется Близость и Общение. Сокровеннейшая мистерия жизни может быть передана лишь на языке любви. Тайна из Тайн. Тайна Отца и Сына.

Хочешь подойти еще ближе – ояви еще более высшую степень любви. Ею откроешь все двери. Любовь есть сущность познания и причина даваемого знания. …Каждый восходит своими качествами и свойствами. И ты – тоже, но объединенными, зажженными и растущими Любовью. Для нее не существует пределов ни жизни, ни смерти. Она над всеми пределами и поверх всех и всего. Любовь торжествующая, Любовь – победительница смерти, Любовь, творящая жизнь. 

 

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплёсканный (1927)Сердце, 75. Любовь, подвиг, труд, творчество – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. …И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гробами! Отягощенными знанием, но не окрыленными будут бессердечные! Тяжко не поспевать к Зову! Тяжко не следовать вполне за Иерархией! Часто люди пытаются скрыть от самих себя отказ от Иерархии. Можешь ли, путник, чистосердечно признать готовность свою следовать за Иерархией? Может быть, готовность твоя лишь до первого поворота, до первой ступени, где лишь Иерархия может помочь? Не забудешь ли ее именно в час трудный или будешь помнить Иерархию только в избытке?

Даже при начале учительства вы не раз изумлялись поворотам и уклонениям даже близких. Можете понять все прискорбие видеть, как на пороге часто ученик стремительно убегает в лес. Моя Рука неотступно с идущим в полной готовности.

 

Сердце, 468. Сердце понимает, где уклонение, где любопытство и где любознательность, – так различайте приходящих. Но не дайте огонь легкомысленным и не доверяйте счет листов любопытствующим. Многие несчастья в доверчивости, непозволительной там, где хранятся сокровища.

 

МО-1, 617. …Ничто не должно препятствовать делиться знанием и способствовать расширению сознания – в этом будет любовь к ближнему.

 

ЛСМ-Озар, ч. 3, гл. 5, п. 13. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры... Привлекаются люди красотою и светлым знанием.

 

Надземное, 726. Можно жалеть людей, которые, научившись грамоте, воображают, что они уже постигли Учение Жизни.

Не будем судить незнание, но сурово осудим невежество. Надо понять, где граница незнания и невежества. Одно излечимо, но другое часто уже неисправимо. Невежда всегда самомнителен и напыщен. Так по признакам обиходным можно ощущать сущность человека.

Мыслитель говорил: «Можно простить незнание, но невежество негодно для сотрудничества».

 

Бесп-1, 36. Дух, обнаруживший в своей сущности красоту сокровенного знания, почему твой страх велик перед насмешками твоих собратьев?

 

Бесп-1, 15. Слои вашей планеты чем напитаны, обнаружить не радость. На весы положим уявление всех пороков: гнева, малодушия, предательства, предрассудков, лицемерия, удовлетворения. На перевес положим: устремлённость психической энергии, чувствознание, утверждение Заветов Мудрых, нерушение Начал, признательность Щиту, подвиг знания и неуклонность в пути, явленном Беспредельностью.

 

Братство, 28. Исследователи психической энергии могут засвидетельствовать, что показания энергии безошибочны. …Не может энергия всеначальная показать отрицательное положительным. Такое чисто научное показание оградит людей от злобного приближения. Такое распознавание не без основания называется оружием Света.

 

Братство, 29. Могут спросить – почему такое нужное оружие не вручается всем? Но оно имеется у каждого, только часто оно заперто за семью замками. Сами люди виноваты, что наибольшую драгоценность они замыкают в подвал. Многие, даже слыша о такой энергии, не полюбопытствуют о способе открытия ее – так не развита любознательность!

 

МО-1, 597. Мы поражаемся различием между идиотом и гением, но обычно не хватает воображения продолжить эту меру в Беспредельность. …Так будем привыкать к Миру Огненному как к единственному назначению людей.

 

ЗнАЙ, 612. На горных тропах нельзя безрассудно поворачивать коней. Знание ведет лишь вперёд!

 

Гр.А.Й. 1955 г. 387. Друг Мой, нет ничего на Земле, на что можно было бы променять свободу духа. Люди этого не знают и часто свободу свою отдают в обмен на блага земные. Но самое захватывающее явление становится обыденным, если повторяется: нервы ко всему привыкают. И пища обильная и богатая, и одежда, и все удобства жизни становятся столь привычными, что в конечном итоге и богатый, и бедный одинаково начинают тяготиться жизнью, если дальше внешних условий их интересы не идут. …Не стоит гоняться за изменчивыми призраками. Лишь творческий труд не обманет, но и то лишь при условии, если плоды его не считать своими и к ним не привязывать сознание. Хорош труд для блага людей, но неблагодарен и личных плодов не приносит. Хорошо опереться на силу внутри и идти через жизнь в духе. Хорошо отделить внешнее, малое и короткое, от большого и вечного внутри. …Многие полагают все свое вовне. Достояние непрочное и скоропреходящее. Бесплодна погоня за ним, ибо не даст удовлетворения прочного. Вот почему многие тяготятся жизнью. Где же счастливые люди? Стремление к счастью касается, но синяя птица его из рук человеческих ускользает. И даже путь мудрости не дает счастья. Счастья нет на Земле. Но если его нет на Земле, искать его надо в Надземном. Нельзя связывать счастье с тем, что сегодня есть и что завтра уходит. Потому обращается взор в Надземное. Много печали во многом знании. Знание Высшее приводит к самадхи, состоянию блаженства, или счастья достигнутого, того счастья, которого нет на Земле, но которое достижимо в духе, когда все земное оставлено позади. Таков путь духа.

 

ПЕИР. Сентябрь 1949. Вы сейчас заняты Вашей медицинской работой, и потому, может быть, я смогу передать Вам несколько сведений и практических советов. Так, на Ваш вопрос о лечении мокрой экземы должна сказать, что этот вид нервной экземы трудно поддается лечению, если настроение больной находится в подавленном состоянии и психическая энергия молчит. Необходимо вызвать эту энергию к действию повышением интереса к культурной деятельности и новой любознательности к познанию.

 

Афоризмы о Знании

 

  • ...Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей,
    Мудрость в умах, внимательных к своим собственным...

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, том 1

  • Сердце есть величайший магнит, притягивающий все знание, все возможности и все достижения.

Рерих Е.И. Письмо от 11.09.1929

  • Нетерпимость есть клеймо невежества. Вмещение есть венец Великого Знания.

Рерих Е.И. Письмо от 08.09.1934

  • Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества.

Рерих Н.К. «Сокровище дома»

  • Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания.

Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

  • Каждая разбитая иллюзия есть ступень знания.

Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935

  • «Малое знание уводит нас от Бога, но большое знание приводит к Нему».

Рерих Е.И. Письмо от 01.02.1940

  • Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут Вам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзий ее накопляем мы чашу Амриты.

Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935

  • Не огорчайтесь незнанием, но смотрите на него, как на лучшую пашню.

Рерих Н.К. «24 Марта, 1940»

  • Незнание часто лучше кичливого малого знания; от незнания, минуя среднее знание, могут построиться мосты к Высшему.

Рерих Н.К. «24 Марта, 1940»

  • Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки, особенно когда они повторны, очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются.

Рерих Е.И. Письмо от 27.09.1937

  • …Пополнение знания есть самый мощный щит и доспех

Рерих Е.И. Письмо от 14.05.1936

  • Пробуждение стремления к истинному знанию и культуре духа есть главное поражение тьмы.

Рерих Е.И. Письмо от 24.08.1936

  • …Удача в знании направления. Успех – в знании СРОКА.

Рерих Е.И. Письмо от 16.10.1936

  • Как ничтожно число желающих действительно учиться, все стремятся лишь поучать! Но мудрый всю жизнь как пчела собирает мед знания, черпает из наблюдений над самыми незначительными по виду обстоятельствами.

Рерих Е.И. Письмо от 17.12.1936

  • Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно.

Рерих Н.К. «Прекрасное»

  • …В чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота.

* * *

 

  • Будем помнить, что каждое ограничение ведет к разрушению и каждое расширение даст созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтоб этим огнем зажечь наши очаги.

 

* * *

 

  • Но как достичь истинного знания?.. Скажите – это знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его.

* * *

 

  • Но как достичь истинного знания?.. Устремление к Красоте будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Знание это разлито в каждом проявлении Космоса…

Рерих Н.К. «Женщинам»

  • Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание.

Рерих Н.К. «Сожжение тьмы»

  • …Истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты.

Рерих Н.К. «Привет Конференции Знамени Мира»

  • Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык.

Рерих Н.К. «Привет Конференции Знамени Мира»

  • А главное – меньше отрицать, помня, что большинство отрицаний имеет в основе невежество.

Рерих Н.К. «Корни Культуры»

  • …Там, куда проникает энтузиазм, благожелательный и благодетельный, основанный на красоте и знании, там все облегчается.

Рерих Н.К. «Созидательная работа»

  • Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества.

Рерих Н.К. «Сокровище Дома»

  • …От первобытных времен весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагалось красотою и знанием.

Рерих Н.К. «Сокровище Дома»

  • Неутомимость, бесстрашие, жажда знания, терпимость и способность к озаренному труду – вот качества искателей правды.

Рерих Н.К. «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой»

  • Чтобы преуспевать, мы должны научиться сотрудничать, должны доверять друг другу и укрепляться неоспоримыми основами духовности, знания и искусства.

Рерих Н.К. «Русскому Комитету в Париже»

  • Всесторонние знания и потребность учиться, самодисциплина и красноречие – вот высшее благо.

«Жемчужины Востока». Сост. Е.П. Блаватская

    

 

Воспитание любознательности. Превозмочь непонимание

 

ЛСМ-Зов, 16.11.1921. Любовь и знание все превозмогут.

Дух ваш пойдет высоко, и непонимания мелькнут, как столбы телеграфные.

Улыбнитесь трудности пути вашего.

Ручаюсь – победите.

 

Община, 116. Уберегите детей от всего ложного. Уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?

 

Община, 243. Советую тому, кто хочет дойти до Нашей Общины, пополнение знания. После общего школьного образования люди Запада обычно покидают знание или вытягивают из знания тоненькую нить специальности, вместо того чтобы соткать целую сеть улова.

Когда Мы говорим – знайте, Мы настаиваем на многостороннем обозрении и усвоении возможностей.

Мечта снова войти в горную долину, где можно увеличить знание, будет постоянно вести к достижению. Упомнить надо, чтобы пополнение знания текло беспрерывно. Главное, сохраните устремление, которое движет всеми системами познавания.

Устремление – ключ к замку.

 

ПЕИР 8.06.1944. Вы спрашиваете моего совета о воспитании и образовании. Конечно, важнее всего воспитание сердца, и притом с самого раннего возраста. Необходимо заронить семена любви к природе и сострадания и чуткости ко всему живому. Видимо, Вы имеете весьма чуткого человечка в Вашем голубом принце, потому приближение к природе явит ему самую чудесную Книгу Знания. Наблюдая за выказанным им интересом, можно легко установить, какая область ему ближе. В России до революции мы имели множество прекраснейших книжечек по естественной истории в популярном изложении крупных ученых, они оказали мне большую услугу в развитии любознательности в моих мальчиках.

 

Братство, 275. Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых. Мало обращают внимания на любознательность детей. Можно у них поучиться, как быстро они подмечают окружающее.

 

Надзем, 881. Урусвати знает сущность самоустремлённости. Всё человечество разделяется на устремлённых и на бесцельных шатунов. Почему же Мы называем самоустремлённостью? Потому, что это качество не может быть вызвано извне. Оно должно зародиться само, притом оно обычно зарождалось в Надземном Мире, и такие семена давали ростки при воплощении.

Конечно, можно наблюдать, что устремлённость может быть направлена как к добру, так и ко злу. Человек, к сожалению, чаще направляется ко злу, иначе говоря, к невежеству. Нужно с малых лет напоминать, что невежество есть зло. Эта древняя истина не усвоена до сих пор.

Учение в школах не даёт ясного представления о постоянном познавании. Редко учитель умеет зажечь радость познания. Уявление ограниченных сведений, несоединимых с единой творческой мыслью, не укрепит устремление.

Можно назвать магией каждое проявление творчества. Утверждаю, что истинное устремление есть уже творчество. Каждое условие жизни открывает возможность творчества, и как прекрасен светоч творчества для путника в Беспредельности.

Мыслитель утверждал: «Соберу семена устремлённости, чтобы создать Сад Прекрасный».

 

Аум, 61. Молитва есть вдохновитель к знанию. Каждый, кто осознал величие такого собеседования, неминуемо начнет устремляться к познанию. Рост такого сознания потребует всевозможных научных познаваний.

 

Аум, 271. Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, – оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешен от познавания. Посредством психической энергии он найдет возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.

Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают, насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе именно такие особенные познаватели будут оценены.

 

Аум, 320. Кто любит точные знания, тот должен уметь принять их.

 

Надземное, 245. Знание будет плодоносно там, где оно может быть воспринято.

 

Надземное, 490. Нужно радоваться каждому мышлению, направленному к единству Вселенной. Можно жалеть, что ученые прикладных наук не могут найти связи с мыслителями. Опять мы видим мертвые разграничения и ошибки ненависти.

Скажут: «Невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук». Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию, – так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины. Также мыслитель отнесется справедливо и ко всем этапам прогресса.

Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, – в этом сказывается самая большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные открытия; следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким образом теряются многие уже нащупанные, достижения. Нужно и в таких случаях применять то уважение, о котором мы говорили.

Не следует относить Мои слова лишь к механическим открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное – освободить мышление от предрассудков, которые очень различно цветны.

Мыслитель говорил: "Посмотрите на этого напыщенного свободомыслящего, как он спешит перейти на другую сторону улицы, чтобы не оказаться идущим наравне с рабочими. Он только что произнес речь о любви к народу".

 

Надземное, 86. Мы говорим: «К Нам обратитесь». Но надо подумать, как обратиться. Можно сказать: «Всем помышлением и всем сердцем». Сказать это легко, но сделать трудно. Обратиться всем сердцем – значит полюбить. Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать. Там, где могло зародиться осуждение, была неполная любовь.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 657. …Расширяется сознание. …Как утвердить великость свою и божественность, не разрушив стен настоящей тюрьмы? Когда-то было сказано: всё суета и томление духа. Воистину, томится человек в темнице своего незнания. Воистину, страждет дух заключенный. Выход лишь в освобождении. А свободу дает лишь знание. Потому устремитесь ко Мне, ибо Я – знание несущий. Магнит сознания, устремленный ко Мне, притягивает искры знания и насыщает микрокосм продуктами притяжения. По линии устремленных энергий идет притяжение, и по характеру и свойству каждый насыщается микрокосм соответственно. «Но где же кувшины твои?» – вопрос, направленный к ученику. Где в нем те энергии устремления, которые Мог бы насытить Учитель по соответствию с их силой и сущностью? Каждый приносит Учителю свое, и поглощающе-притягивающая сила каждой отдельной энергии обусловливает замыкание с Лучом Учителя и утверждение рожденного психозерна мысли. Потому посылаются мысли. Потому их надо уловить магнитными энергиями духа. Потому готовность и восприимчивость являют собою психомеханику в действии. А это и есть жизнь, сама жизнь. Ибо жизненно Учение в сущности своей и названо потому Учением Жизни. Насыщая вибрациями своего света, сознание устремленного духа рождает психозерна Света, плоды приносящие.

 

Гр.А.Й. 1960 г. Февр. 8. Лишь при отрешении от себя мир Мой может войти в мир твой и наполнить его, иначе как же ему войти, если свое и распухшее «я» раздуто до того, что места ничему более уже не остается. Мгновенное отрешение от себя, от всех своих личных чувств, мыслей и ощущений требует большого навыка и долгой тренировки. Облегчает процесс любовь, ибо любимому обычно находит человек место легче всего в сердце своем. Сердце, отказавшееся от самости, утончается яро, ибо ничто уже не мешает ему впитывать в себя беспрепятственно мир и познавать его. Таким образом, для сердечного познавания самым сильным препятствием и преградою является самость. Да, да! Частокол самости служит самым непреодолимым барьером для мыслей и посылок Моих. Так можно сознательно упражнять сердце и его утончать путем самодисциплины и контроля над яростью личности малой, стоящей преградою на пути к огненному чувствознанию. Не может сердце вместить боль мира или радость его или почуять сущность другого человека, если своя боль, или личная радость, или перепевы личных звучаний наполняют его до краев. Только сердце, освобожденное от самости, может стать Моим Домом, Обителью Света Моей. Час Мой плодоносен, если погашена самость и мысли и чувства ее хотя бы на время Общения. Казалось бы, не трудно понять, что отрешение от себя есть важнейшее условие контакта со Мною и восприятия мыслей надземных, но сколь же трудно применение этого в жизни. Опыт отрешения от всего земного перед отходом ко сну может сильно продвинуть и много помочь именно в этом направлении, так как и то и другое требует одного и того же – самоотвержения. Назовем это подвигом самоотверженности. Опыт в самоотвержении или отрешении от себя – неизбежная ступень к непосредственному прямому познанию сердцем, то есть чувствознанию. Какие же богатейшие возможности дает жизнь упражнять себя в наинужнейшем. При любом соприкосновении с людьми можно, забыв о себе, сосредоточить на какое-то время сознание свое на них. И тогда оно, освобожденное от клубка личных мыслей, будет легко и свободно воспринимать волны внешних явлений, мысли и чувства других, дотоле недоступные или скрываемые за черепной коробкой. Эгоцентризм и чувствознание несовместимы, ибо самость есть страж порога, ведущего к высшему знанию. Победитель, сумевший себя победить, стража этого порога вызывает на бой и побеждает его в схватке не на жизнь, а на смерть, ибо, пока он не побежден, двери Высшего Мира закрыты.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 46. Только отдачею всего себя – всем устремлением, всем желанием, всеми чувствами, всеми мыслями – преуспеете. Сокровенное Знание предъявляет определенные и очень суровые требования к тому, кто хочет им овладеть. Если предпочтение, или преимущество, или любовь отдается чему-либо другому, в сферы его не пройти. Если ради него человек не может от чего-то отказаться, или оставить ту или иную привычку, или отбросить какое-либо неизжитое свойство, они надолго задержат его на ступени, дальше которой он продвинуться будет не в силах. Отдать все, поступиться всем, оставить все позади, даже воспоминания, – будет правильным решением духа, для которого возврата назад уже нет. Не будем преувеличивать значение этого решения. Дух просто дорастает до понимания, что сокровища, которые он приобретает, превышают по ценности своей все, что он имел до сих пор. Ни унынию, ни сожалениям, ни колебаниям, ни оглядыванию назад места уже не остается. Можно ли променять радость пространственных полетов и познания новых условий на способы передвижения по Земле или даже в самолетах? Они несравнимы. Можно ли променять радость ощущения Ауры Учителя на соприкосновение с излучениями ауры землян? Или вибрации Сфер Высших на тяжелые эманации земных слоев? Не жертва и отказ – но понимание и осознание бесценного сокровища достижений и сравнение их с тем, что было когда-то, когда Знание не озаряло сознания устремленного духа.

 

Гр.А.Й. 1970 г. 93. Обуздать своеволие самости нелегко. Люди уходили в леса и пустыни, предавались самоистязаниям, изнуряли себя постами и молитвою и применяли много других суровых методов, чтобы смирить тело, вернее, астрал. Самость хочет самоудовлетворения, богатства, потворства всем своим желаниям. Но человек воплощается совсем не для того, чтобы ублажать тело и астрал, а для того, чтобы собирать нужные элементы опыта и знаний для своего высшего «Я», для своей Бессмертной Триады, для своей Индивидуальности. И самость является для этой последней главным врагом. Эволюция совершенно не считается ни с интересами личности, ни с ее желаниями, если они мешают накапливанию нужного опыта для высшего «Я» человека. Поэтому все огненно устремленные к Свету Духи так часто Проходят на Земле через тяжкие страдания. Их личность яро приносится в жертву интересам Их Индивидуальности. …Великое Служение добровольно, а бессмертие и слияние со своим высшим «Я» достигаются только теми, кто добровольно берет крест свой и следует путем, который Указал Я, Прошедший и Познавший весь Путь.

 

Гр.А.Й. 1970 г. 134. (Гуру). Каждая победа над собою, каждое завоевание означает также и получение, и расширение познания. Таким образом, знание приобретается победою над собою. Место, освободившееся от выброшенного недостатка, не остается пустым, но заполняется уже не недостатком, но достоинством или полезным качеством. А так как качества духа являются в то же время и орудиями познавания, то с их ростом и накоплением накапливаются и знания. Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягченного мешающими процессу эмоциями. Утвержденные качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 353. …Следует усвоить: на ключе обращения звучит ответ получаемый. Слова «по вере вашей дано будет вам» надо понимать так, что даяние идёт по созвучию, по характеру запроса устремляемого, так как приводится в действие закон магнитного притяжения. Любовь привлекает любовь, радость – радость, мужество – мужество, к знанию устремление – знание. Каков запрос, таков и отклик. Но и спросить надо умеючи. Очень трудно разрушить власть обычной очевидности, ибо мир тонких, но реальных явлений, глазу не виден. И тут нужно сердце как орган, действующий поверх мира трех измерений. Хочу утвердить в реальности явлений Тонкого Мира. Мир Тонкий, не грубо астральных явлений, утверждается, и усмотреть его можно и должно, не погружаясь в астрал и не отрываясь от мира земного. В этом – сущность соединений миров: утверждение тонкого в плотном. (…) …Вооружаю на все случаи жизни, и самый крепчайший щит – это любовь к своему Владыке, постоянная, недремлющая, зоркая, полная готовности и самоотвержения. Что такое любовь? Любовь – это огненный провод к сердцу Владыки. Действует всегда, пока горит священный огонь этого чувства. Знайте: сильнее провода нет.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 355. Связь духом и в духе. …Законы магнитного притяжения действуют точно. Но сознание в фокусе притяжения надо уметь удержать. Луч на сознание, обращенное ко Мне, действует особенно мощно. Я Устремляю Луч, устремлением же воспринимаемый. Взаимоустремление обоюдное, любовью называемое. Потому Говорим: по нити любви, или нити сердца, идёт животворный обмен искр, или Света. (…) Я Насыщаю сознание мыслью Моей по степени его способности воспринять и, преломив, претворить. Потому нет двух одинаковых каналов передачи и света самоисходящего. Есть близкие, схожие, но одинаковых нет. И чем ярче Индивидуальность, тем своеобразнее преломление Лучей Моих в гранях сознания. Ценим самоцветы, преломляющие и отражающие Лучи своими цветами и своими гранями. Однообразие и повторение были бы смертью духа. Потому ассимиляция индивидуальна и преломление сознанием Лучей посылаемых ценится особо. Именно не искажение, но преломление. Исказителей много и тушителей Света, но приемников плодоносных так несказанно мало. Поверх всего Ценим лучи самоисходящие. Мне радость видеть Свет претворенный, в мир излучаемый избранными Моими. Мой Луч с ними, Моя Рука с ними, Мой щит поднят на защиту их, Свет Мой принявших и усвоивших сердцем. Приемниками пространственного огня Зовем их, свет Земле приносящих. …Я, стоящий над тремя, сознание магнитом Духа Моего над сферами трех Поднимаю. И мысль Моя плодоносно запечатлевается на экране сознания, пронизывая замолкшие на время оболочки трех низших и подчинившихся проводников духа. Сын Мой, в Свете Моем увидишь и найдешь беспредельный путь познавания. К чему книги, если становится доступен бездонный океан Космического Знания. Потому забота не о книгах, но об аппарате познающем. Не взять с собой в пространство печатных листов, но если дан ключ от врат Знания, к чему тогда книги?

 

Гр.А.Й. 1955 г. 126. Сын Мой, Владыка Ответствует по созвучию и соответствию. Каков зов, таков и отклик. Поэтому говорится о полноте раскрытии сердца при обращении к Учителю. Если мысли земные, мысли обычные засоряют сознание, вторгаясь в него, значит, полноты сердечного обращения не было и любовь к Учителю уявилась на словах, но не на деле. Ко многому приходится возвращаться снова и снова, дабы утвердилось понимание и применение нужное. То, что любим, держим близко у сердца. Любовь приближает, и любовь сближает, и нет тех преград, через которые не может проникнуть луч любви. Через расстояния огромные сердца устремленные соединяются любовью и объединяются в ней. Владыка Любит Своих учеников, и связаны они с Ним любовью. Хорошо иногда обновить чувство любви сознательно. Под наносными наслоениями жизни низин, под осколками мыслей земных преходящих не горит, но лишь тлеет это спасительное чувство. Но, освобожденное от наслоений плотного мира и земной суеты, разгорается оно мощным пламенем жизни, возвышая сознание и сближая его с Наивысшим. Можно ли беседовать с Учителем на расстоянии? Можно, если любовь к Учителю достаточно сильна, чтобы преодолеть вибрации среды окружающей и напряжение энергий плотных слоев. Любовь – это ключ от сердца Учителя. Имеющий этот ключ и доступ к Сердцу Великому имеет. Казалось бы, просто: любите и получайте от Владыки дары духа мерою полною, но... Где они, где те, которые могут любить? Многие говорят о любви, но слова их и остаются на языке. А любовь живет не на языке, но в сердце. Для сердца, пылающего любовь ко Мне, нет пределов и ограничений в получении сокровищ Высшего Знания. Умейте любить, если идете к Владыке. Иные ищут книжного знания, иные – в святилищах храмов, иные стремятся к тому, чтобы Гуру найти, но не знают, что все это и многое больше достигается великим магнитом любви. Если он действует, все усилия будут плодоносны, если нет – бесплоден затраченный труд. И если хотите знать, как достигли они, преуспевшие, знайте: они достигли любовью. Посмотрите на них, отошедших и порвавших серебряную нить, – они не знали, что такое любовь к Учителю. И засохли дела их, и потух огонь сердца, и копошатся они в пыли придорожной, оставаясь на месте, в то время как другие, священный пламень любви к Учителю позвавшему не угасившие, продолжают твердо и уверенно идти по пути жизни. Когда любовь к Владыке ярко пылает в сердце, власть условий земных, окружающих, теряет свою силу над сознанием. Пламень духа побеждает напряжение окружающей среды, и дух поднимается над пучиной жизни. Владыка Ценит дар сердца, Ему приносимый, и Воздает во сто крат. Много ли их, в лучах утра Владыке своему дар сердца своего в любви приносящих? Приношение усиленное и отзвук усиленный вызывает. Сын Мой, процесс духовного обмена тончайшими энергиями с Сердцем Великим радость духу с собою несет. (…) Сын Мой, дар сердца, принесенный Владыке, расцветает чудесными огненными цветами духа и умножает Сокровище Камня отложениями кристаллов новых энергий. Правильно! Правильно! Правильно! Что нам все, если Близость с Владыкой достигнута. Я знанию духа ручательство Дам, коль сердце любовью к Великому Сердцу пылает. Любите Владыку, и остальное приложится вам. Я Сказал.

 

Гр.А.Й. 1959 г. 317. Знание, идущее через мозг, требует внешних обоснований. Знание, идущее через сердце, получается непосредственно, и человек просто знает, не зная, почему и как. Следует уделять больше внимания знанию, притекающему непосредственно, и тогда поступление будет расти. Часто знания эти захватывают область будущего, и тогда Говорим о кольцах видения. Возможность чувствознания можно отбросить, и тогда умирает оно. Слушайте чаще и больше, что говорит сердце, оно знает больше и лучше. Век сердца начнется с признания мощи его, вечно бьющегося в груди человека. И сердцем учитесь желать, если хотите, чтобы желанье сбылось. …Любовь, преданность, устремление и прочие качества не знают расстояний, и не ограничены временем, и являются лучшими огненными проводами сердца. Когда провод звучит, сердце ответствует явно и знание притекает непосредственно.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 94. Мысль Посылаю, но ты должен оформить ее, влить в форму огонь. Формовщик пространственных мыслей, от Меня исходящих, – твой дух. Дух твой витает в пространстве свободный. Устремление духа приводит ко Мне, и ток единения замкнут. И действует провод тогда, огненный провод духа от Меня через дух и пространство в приемник сознания, которое уже в теле. Но главное – дух. То, что им познается в полетах, не всегда достигает земного сознания. Недостигнутое остается в духе и с духом. …Даю то, что нужно, настраивая приемник сознания на волне должной тональности. Не дух, но оболочки нуждаются в знании (обычным путем). Дух знает без них, но передать трудно, ибо оболочки затемняют знание духа. Для духа открыты все пути. Действуйте духом. Учитесь действовать духом и в духе. Дом духа – сердце, потому Стучусь в сердце, в сердца человеческие. Дух вне времени, пространства и расстояний: вневременен и вездесущ дух, но не оболочки. Действуйте духом. Сердце сливается с сердцем любовью. Это есть действие духа. Аппарат духа – сердце, интеллекта – мозг. Действия духа исчислению временем не подлежат. Сын Мой, место твое в Сердце Моем законно, ибо «Я в вас, и во Мне вы», – по формуле древней. Сердце Мое – дом твой, единственно прочный и вечный на этой Земле. …Будем действовать сердцем. Сердце – орудие духа. Аппарат огненный, восходящий до Высшего Мира.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 126. В Чаше сокрыто много накоплений. Когда-то они вспыхнут всеми огнями, но для этого дух должен подняться очень высоко. Даже память о прошлом воплощении не сохраняется человеком, за исключением отдельных случаев, но зато эта память, и не об одном, но о многих, запечатлена и постоянно проявляется в характере и качествах воплощенного. …Качества и хорошие и плохие являют собою прошлые накопления. Тем же путем, как и прежде, могут накапливаться они и в настоящем воплощении. Работа в этом направлении будет уже работой для будущего. Качества духа есть результат прошлых жизней, усиленные или ослабленные последним воплощением. …Вот родится ребенок с феноменальной способностью к музыке или языкам. Это значит, в каких-то прежних воплощениях он поработал над ними достаточно много. Необходимо отметить, что не все прежние накопления или способности могут выявляться полностью в данном теле – выявляются они по мере надобности и в соответствии с задачами эволюции данного духа. Но все заработанное прежде неотъемлемо и остается с ним навсегда, чтобы полностью выявиться, когда придет к тому время. Процессы накопления качеств и способностей медленны, но ни одно усилие в этом направлении не проходит бесследно. В сущности говоря, ради этого и воплощается человек на Земле, и в этом и состоит цель его жизни.

    

 

Применение знания

 

 Н.К. Рерих. Сострадание (1936)

 ЗнАЙ, 183. Явление познания Нашего Учения должно существенно изменять жизнь познавших. Оно должно приносить возможности, иначе к чему загромождаться?!

 

ЗнАЙ, 308. Самоусовершенствование есть Свет. Самоуслаждение есть тьма. Можно строить жизнь так, что каждый день будет концом, но можно так просветить жизнь, что каждый час будет началом. Так на глазах можно перестраивать наше земное существование. …Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений. Умереть в дедовской постели пусть будет отличием средневековья. Мы же посоветуем отнести эти постели в Музей – так будет и гигиеничнее. Но не должно ограничивать завтра по вчерашней мере, иначе как приблизимся к познанию Мира Огненного, который для деда был адовым пламенем?! Но теперь, когда отдают должное Свету и величию Огня, мы можем иметь духовно очень богатое завтра.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 330. Сын Мой, когда все слова сказаны, остается действие, то есть применение сказанного в жизни. К чему же иначе слова? Лучше совсем без них, ибо тяжесть непримененного знания ложится на плечи познавшего. Знание обязывает. Лучше не знать, чем знать и не прилагать знание. Знание непримененное есть достоянье временно, но поверхностно внедренное в сущность человека, то есть не ставшее частью его, составною частью его природы. В любом состоянии при всяком настроении что-то все-таки можно применить, что-то все-таки ближе сознанию и созвучнее в каждый данный момент, чем все прочее. Его-то и надо применять. Может быть, не хочется читать, или писать, или мыслить глубоко, но хочется явить устремление, или любовь, или доверие, или мысли далекому другу послать. Широко поле применения психической энергии, и нужную ноту можно вызвать всегда. Лишь бы не сидеть в бездумии. Йог тоже сидит, и сидит неподвижно часами, но в ярой активности мысленной. Нет таких условий, которые могли бы воспрепятствовать устремленности психической энергии, разве что состояние сознания ее обладателя. Так что в случае неблагополучия в этом отношении причину надо искать внутри. Внутреннее неблагополучие все достижения может превратить в ничто, и тогда уже никакие внешние условия не помогут. Чего ждать, когда рычаги действия в руках человека? (…) «Что сегодня смогу принести я, чтобы умножить Сокровище Камня?» – так вопрошает себя ученик и приносит без счета, приносит без счета плоды усилий своих для умножения Света.

 

Гр.А.Й. 1963 г. 158. Применение получаемого знания теперь нужно, как никогда, и притом так, чтобы все мысли, действия, слова и поступки стали выражением Учения. Возможно ли это? Возможно. Но как? Любовью ко Мне.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 472. (М.А.Й.). Когда Говорилось о принципах «рукой и ногой человеческой», имелось в виду то условие, когда приложение Учения в жизни идет параллельно и неотрывно с его теоретическим усвоением. Ответственность возрастает по мере понимания Учения. Лучше не знать, чем знать и все же не делать и не поступать так, как диктует знание. Людей можно разделить на тех, кто не ведает, что творит, и кто ведает. Ведающие и все же творящие вопреки тому, что они знают, создают себе тяжкую карму, ибо оправдания не имеют.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 166. Интеллект может накопить очень много научных знаний. Теоретически можно собрать большой багаж знаний по философии и по духовным основам. И все же самым важным остается ступень развития сознания, состояние проводников и то, насколько практически, жизненно, в применении, усвоены Основы Учения Духа, древнего, как мир, и лежащего в основании всех истинных Учений. Поэтому прежде всего, прежде всех теоретических положений – практическое выполнение Заветов Учителя: чистота сознания, овладение собою, управление своими мыслями, освобождение от всего неполезного груза, постоянство устремления, преданность, любовь и другие качества духа, без наличия которых все теоретические знания – ничто. Без очищения сердца и овладения чувствами они заведут во тьму. Не по интеллектуальным накоплениям, но по светимости ауры Определяет Учитель сущность ученика и пригодность его эволюции. Кто хочет действительно продвинуться по Пути и чего-то достигнуть, накоплением одного только теоретического знания ничего не достигнет. Надо не только знать, но и суметь применить знание в жизни. Потому так труден путь ученичества. Потому так много званых и так мало избранных, так много недоходящих.

    

 

Любовь к знанию о Высшем Мире

 

Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. Танг-Ла (1943)

 Аум, 61. Молитва есть вдохновитель к знанию. Каждый, кто осознал величие такого собеседования, неминуемо начнет устремляться к познанию. Рост такого сознания потребует всевозможных научных познаваний.

Философия, так же как и естественные науки, поведает те же пути к Высшему Миру. Невежды толкуют о материальных науках, которые отрицают все, грубым глазом невидимое. Но они уже знают о тонких атомах и понимают о необходимости микроскопа и телескопа. Поистине, они сами делают науку пустой оболочкой. Когда появятся и признаки Высшего Мира в сознании, то каждая наука преобразится. Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров. Нет таких путей, которые не вели бы к Высшему Миру. Кто не чувствует величия единения и Беспредельности, тот не дорос в своем сознании. Молитва не есть мертвый крик ужаса, но собеседование, полное любви и преданности.

 

Аум, 234. Несомненно встретите нарекания – почему Высший Мир упоминается на тех же страницах, что и наука? Так будут говорить те, кто не понимают Мир Высший и умаляют науку. Такие малые грамотеи очень распространены и по бессердечию своему весьма злобны. Они занимают разные общественные положения, и потому могут шептать во многих местах. Отвечать им было бы бесполезно. Каждый сердечный человек будет радоваться каждому доброму пониманию о Высшем Мире. Каждый умный человек оценит слово в защиту науки.

Из земных предметов любовь и творчество больше всего сочетаются с понятием Высшего Мира. При упоминании о Мире Высшем достойный человек будет радоваться. При рассуждении о науке он будет сердечно восхищен. Если оба понятия вызовут лишь осуждение, это будет знаком мертвого сердца. Не огорчайтесь, встречая отрицателей и осудителей, это так же неизбежно, как существование Света и тьмы. Чувствознание подскажет, где такая степень тьмы, что дальнейшие убеждения невозможны. Сеять можно на доброй земле. Вы уже знаете, что понимающие друзья приходят вне земных соображений. Бывает, что даже джины строят храмы, но Высший Мир и Знание им недоступны. Рано или поздно, они возмутятся и вернутся во тьму. Не назвать ли примеры?

Так послужите Миру Высшему и науке. Пусть через любовь в свете Знания прояснится мысль о Мире Высшем.

 

Надземное, 420. Урусвати знает, что каждая несвоевольная смена оболочки должна быть встречаема радостно, хотя бы из чувства любознательности. Человек может отправляться в новое плавание полный надежд. Полезно, чтобы люди любили путешествия и умели развивать в себе чувство подвижности.

 

Надземное, 646. …Надземный Мир оказывается каким-то несуществующим. Люди не желают замечать все явления, которые, как радуга, сияют над пучиною обыденности. Зачем такое противоборство, когда любознательность должна привлекать к необъятным надземным областям?

Мыслитель просил учеников: «Хотя бы взгляните на звездные небеса. Только свиньи не могут поднять головы».

 

Н.К. Рерих. Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925 г.

Надземное, 736. Урусвати знает, что человек приближается к Надземному Миру не столько рассудочно, сколько любовно. Велика магнитная сила чувства любви, но, к сожалению, наука не оценивает значения такого магнита. Любящий человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной мере особенности, присущие этому закону.

Человек обостряет прозрение и может преисполнится отваги, способствующей совершению подвига. Также можно видеть, что и здоровье человека укрепляется, когда чувство его напрягается к возвышенному мышлению. (…)

Невозможно без любви посвятить себя и тонкому познанию. Невозможно только чтением достичь приближения, нужно напряжение воли, но такая воля может проявляться только вследствие любви.

Также Мы не советуем устраняться от жизни земной, ибо она дана как поле битвы. Только в жизни можно испытывать себя, но все такие испытания будут прекрасны, если над ними купол любви к Надземному Миру. (…)

Мыслитель советовал ученикам полюбить мечту о Высшем Мире, в такой час обновляется сознание.

 

Надземное, 770. (…) Уже Мы говорили, что необходимо полюбить Мир Надземный, чтобы тем самым приблизиться к нему. Человек не будет ужасаться перед тем, что он глубоко любит. Можно утверждать, что люди, впадающие в ужас перед явлениями Надземного Мира, не любят его. Они могут признать Мир Надземный, могут рассудком понять реальность его, но рассудок не поможет, когда они встанут перед ликом Надземного Мира. Только любовь поможет им приблизиться вибрациями и приветствовать каждое проявление Надземного Мира.

К чему возвращаться к суеверию прошлых веков, когда люди почитали Небо из страха перед грозою; не будем уподобляться дикарям, но воспримем научно Мир Надземный. Пусть люди любовно пожелают приблизиться к Миру Надземному. Пусть они добросовестно и добровольно примут знаки Надземного Мира, к тому они обладают свободной волей.

Мыслитель советовал уберечься от раздражения, уныния, ибо они – препятствия к осознанию Надземного Мира.

 

Гр.А.Й., 1960 г. Сент. 18. Стезею устремления к Высшему постигается Высшее, стезею устремления к знанию достигается знание, ибо устремление есть верная тропа достижений. Потому Говорю: только устремитесь, если хотите достичь. Магнит устремления действует непреложно. Магнит этот – огненный и действует в сфере своей. Все люди рано или поздно обычно получают то, к чему стремятся. И часто нечто желаемое в младенчестве духа делается ненужным, когда вырастает человек в духе. Отсюда частое обременение людьми, близость которых когда-то была желанной. Вот магнитом огненного устремления притянут какой-то человек к человеку, но чувства, вызвавшие устремление, погасли, исчерпав себя. И остается тогда человеку влачить следствия непродуманных устремлений. Потому лучше стремиться к явлениям непреходящим, являющим благо, ибо добро, как и драгоценный металл, не ржавеет.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 684. Любовь к Высшему Миру ведет к его познаванию. Действует ее магнитная сила. Тот, кто любит математику, – изучает ее и знакомится с этой замечательной отраслью знания. Точно так же познает Сферы Света возлюбивший его. Магнитная сила любви притягивает возможности и создает стройное и необычное миросозерцание. И не скучно погружаться в любимое, и времени хватает, чтобы уделить изучению мысли. Любовью порождается устремление к любимому без всякого насилия над собою. Все великое, все гениальное создано человеком любовью к творимому им. Мысль, устремленная в Высшие Сферы, магнитно собирает вокруг себя элементы, нужные для познания, постепенно расширяя орбиту проникновения в них. Любовь к Высшему рождает непосредственное Общение с ним. И приобретаемое этим путем незримое Сокровище становится для познающего сознания ценнее и превыше всего. Отличительная черта такого познания – неисчерпаемость возможностей. И в этой неисчерпанности дух человеческий касается явления Беспредельности. Путь познавания не имеет конца. Дар вечной жизни делает его реальностью. Конечны дела обывательские, но бесконечен путь Света. Путниками беспредельными Называем тех, кто идет этим путем. Конечно, он труден, ибо противодействие и сопротивление того, что окружает человека, необычайно сильны и упорны. К примеру, можно взять упорное сопротивление физической и астральной оболочек, преодолеть его нелегко. Не одна жизнь может потребоваться на это. Но путь Света будет победен, если помогает любовь и сохранено устремление. Все идут, не зная, куда и зачем. Но знающий имеет преимущество, ибо в основании его движения лежит осознание цели и значимости его пребывания как на Земле, так и в Мирах. Даже если в обычных условиях земных сравнить праздношатающегося человека с идущим спешно и твердо с определенной целью, различие будет поразительным. Наши люди обостренно и пламенно знают, куда, и к кому идут, и зачем. И двигательной мощью их несломимого поступательного устремления является любовь-победительница.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 79. Полагаю знание духа превыше всех прочих видов знания. В путь счастливый идти вас Посылаю и Буду с вами в пути. Окружены Заботой и Любовью Моей. …Знайте возможности духа.

     

 

Духовный Учитель – источник подлинного знания духа

 

ЛСМ-Зов, 24.03.1920. Я – твое благо.

Я – твоя улыбка.

Я – твоя радость.

Я – твой покой.

Я – твоя крепость.

Я – твоя смелость.

Я – твое знание.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 11. Я – звезд Бесконечность.

Я – залог и ручательство восхождения.

Я – Камень Основания.

Я – Луч далекой звезды.

Я – Огонь твоего духа.

Я – мир твой поверх всего.

Я Царствую вечным Огнем. (…)

Я, Я, Я – все во всем,

Душа твоей души.

Я – счастье Дальних Миров.

Я – Венец достижения духа.

Я – навершие знамени свободы.

Я – круг спасательный в бурю. (…)

Я – тайного знанья Причина.

Я – времени стержень недвижный.

Я – молния духа.

Я – рог, трубящий призывно.

Я – число тайны.

Я – орел в высоте над Землею.

Я – сияние жизни надземной.

Я – миров провозвестник незримых.

Я – Конец и Начало всего.

Я – всё во всём.

Я Был, Я Есть, Я Буду.

 

Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши) (1932)

Иерархия, 128. …Каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведет к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признает свое невежество, ибо приостанавливает свое развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития. Как же будем расширять сознание и возвышать дух, если не примем Руку Иерарха? Явление самомнения так пагубно задерживает продвижение, потому достойно указать всем говорящим о чрезмерной преданности Учителю, что только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания.

 

ЛСМ-Зов, 25.04.1922. Ночью Учим – днем люди себе приписывают.

Главное существование ночью – глазу доступна бездна и уху близок вихрь.

Страж, помни о доверенном сокровище.

Считай – зовы Наши дают знание выше уставов старины.

…Свора псов рычит, и филин сверкает глазом в темноте.

Но знающие не трепещут.

Щит Я посылаю – усмотрите, не отбросьте счастья.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 126. Ночью Учим, и учение Наше складывается в Чашу и остается там. И только по временам выплывают оттуда в бодрствующем состоянии отрывки заложенного знания. В некоторых случаях этот доступ к сокровищам Чаши облегчен, и тогда знание поступает свободнее. В Чаше сокрыто много накоплений. Когда-то они вспыхнут всеми огнями, но для этого дух должен подняться очень высоко.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 383. Одиноко стоит сияющая вершина, питающая пашни внизу живительной влагой своих вечных снегов, но одна, в одиночестве духа великом. Так стойте и вы, прочно и непоколебимо, ногами на Земле, головой касаясь неба и не рассчитывая на чувства людей, их любовь и признательность. Но, давая им все и ничего не требуя взамен. Как Спаситель дал знание, не приняв мзды, так и вы поступайте...

     

 

Желание знания в Тонком Мире

 

 Гр.А.Й. 1954 г. 186. Правильно, сын Мой, мышление, соответствующее особенностям тонких условий, надо воспитывать ныне. Поздно вырабатывать его, когда придет время ухода в Мир Тот. Можно ли брать с собой туда желания? Можно. Но желания бывают разные. Желание хорошо поесть, и склонность к вину, и многие земные желания там удовлетворены быть не могут. Можно создать себе их иллюзию и в воображении своем опиваться и объедаться, но удовлетворить эти желания невозможно, ибо там нет соответствующих условий. Получаются муки Тантала: все о том же, без насыщения. Многие, обманутые яркостью и реальностью создаваемых ими образов, во власти их пребывают, в объятиях неудовлетворяемых вожделений. Зрелище печально, но желание красоты и любви к природе удовлетворяют легко и быстро, ибо там красоты природы превосходят земные и любители их могут истинно наслаждаться великолепием гор, лесов, полей, озер, и рек, и морей Надземного Мира. Особенно прекрасны цветы. Также любовь к путешествиям может быть удовлетворена полностью. Но там не надо ни поездов, ни пароходов, ни самолетов. Все в человеке. Полеты возможны, не надо ни багажа, ни пищи, ни гостиниц. Так же и желание знания может быть удовлетворено до пределов высоких. Словом, тот, кто привык жить жизнью духа, там выигрывает в свободе. Для одних смерть – это ужас, для других – трагедия, для третьих – конец, для четвертых – прыжок в неизвестность. Для знающего смерть – это освобождение и возможность удовлетворить все желания, если они не касаются явлений земных. Тела нет. Следовательно, телесные желания осуществлены быть не могут. Но облегчен доступ к рекордам пространства планетным, и можно познавать без конца. Не нужно дома земного, хотя многие их себе так же строят, ибо везде дом. Где я, там и дом. И это надо понять. Не нужно собственности. К чему она, когда все мое во мне и со мною. Но до всего этого надо дойти и в сознании от всего освободиться. Вернее, понять, прежде чем преступить врата Мира Надземного. …Создайте себе мышление Надземного Мира, будучи в условиях Земли. Не освободившийся продолжает там жить в иллюзиях земной жизни, продолжая их строить в своем воображении, которое становится там мощною силой. Лучше идти туда, оставив все земное на Земле. Хорошо помыслить о том, что делать там, где все время свободно и не надо ни паспортов, ни виз, ни квартир, ни вещей, ни обычной работы. Там можно и должно трудиться, но иначе, чем здесь, и по выбору. Подумайте о том, что вы бы стали делать, если бы вокруг вас исчезла потребность в пище, вещах и доме и забота о куске хлеба и вы приобрели бы свободу жить, как хотите, исключив явления грубо телесно-земные. Об условиях существования в Мире Надземном следует мыслить, ведь жизнь здесь – сотая часть продолжительности пребывания там.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 52. …Когда осознается, что жизнь есть путь приближения к Свету и утверждения Света в себе, то сама жизнь и становится этим путем. И оба эти явления сливаются, более уже не разделяясь. Превращение жизни в явление пути будет знаком высшего понимания. Это будет мудростью, утвержденной в применении. Когда жизнь становится путем восхождения духа и приближением к Учителю, то отношение к ней и ко всему происходящему в ней совершенно меняется. Все происходящее теряет свое самодовлеющее значение и становится лишь средством достижения цели конечной. Целесообразность становится ведущим началом. Ценно лишь то, что продвигает, полезно и нужно только способствующее восхождению. Так же познается временность и ненужность вещей. Ценности духа приобретают особое значение, ибо их можно удержать, взяв с собою в путь дальний, и донести до конца, пронеся через всю жизнь. Ни нарядов, ни одежды, ни обуви не пронести: износятся и превратятся в хлам, но мужество, но стойкость, но знания, но любовь, но преданность, но способности духовные – можно, и не только пронести, но и приумножить. Сказано: «Не собирайте себе сокровищ на Земле...», ибо земные сокровища и вещи земные все временны и их с собой в Мир Высший не взять, но собирайте сокровища на Небесах, то есть незримые ценности духа собирайте в себе, в своем высшем «Я», в Бессмертной Триаде своей, которая является символом Наивысшего в человеке или тем, что является в нем небесным, непреходящим, бессмертным и что соответствует Высшему Миру, или Небесам евангельским. …Собравший сокровища и ценности земные, умирая, оставляет их на Земле и уходит в Мир Высший безо всего, нищим, нищим духовно, с пустыми руками. Собравший на Земле сокровища духа и качества свои – носителей кристаллов высших огней, приумноживший, идет туда богачом, со всеми своими накопленными сокровищами. Его Бессмертная Триада, небесный человек в нем, имеет в этом случае богатый материал и бесценные накопления, дающие ему возможность ярко, полно и сознательно проявляться в Высших Мирах, где земной богач, но в духе ничего не накопивший, не имеет ничего для проявления, то есть для жизни сознательной. Для жизни на Земле нужно тело и все его способности, так же и для жизни на Высших Планах бытия нужно тело Света и его способности. И если на Земле телу Света не было уделено ни времени, ни внимания, ни усилий и не было отложено в него кристаллов нужных энергий, тело Света после смерти сознательно проявиться не может. Можно блестящую жизнь провести на Земле и людьми быть отмеченным, ничего не отложив в свое высшее «Я», то есть, оставшись духовно нищим. Можно прожить самую скромную и незаметную жизнь, духовные сокровища накопив и умножив. Все в духе, и все решает дух. Но нет человеку никакой пользы, если он весь мир приобретет, но высших энергий в Чаше своей не отложит, то есть утратит возможность жизни сознательной в Высшей Триаде своей, то есть душу свою потеряет. Высшее без низшего жить может и быть бессмертным. Но низшее без высшего может жить лишь на Земле и со смертью утрачивает сознание, всецело ограниченный земными желаниями и устремлениями, которым место есть лишь на Земле. Законы кристаллизации высших энергий в Чаше имеют прямое и непосредственное отношение к бессмертию человека, и собирающий их сознательно знает путь, ведущий в жизнь. Потому Говорю: «Собирайте себе Сокровище на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. В духе сокровище собирайте».

 

Гр.А.Й. 1971 г. 119. Тонкое тело вооружено такими органами чувств, которые подобны земным, но утонченнее. И восприятие Тонкого Мира подобно земному: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное. Те же пять органов чувств плюс шестое чувство – чувство непосредственного знания явлений, развитое у разных людей неодинаково (впрочем, чувствознанием обладают до некоторой степени и земляне). Но свойства тонкого тела иные. На Земле человек творит руками, там – мыслью. …Для пытливого исследователя тот мир очень интересен. Но нужно победить в себе астрал и подчинить воле его низшие устремления и желания. Иначе будет владеть он и вовлекать сознание в соответствующие его вожделениям сферы и мысленные образования. А так как там все остро и ярко до необычности, то противиться им при неочищенном астрале почти невозможно. …Этим важно устремление мысли, увлекающей тонкое тело к объектам и субъектам своих устремлений. Устремитесь ко Мне, если быть со Мною хотите. Кто был со Мной нераздельно в мыслях своих в мире земном, тот будет со Мною и в Мире Надземном. Будущее в руках человека, овладевшего мыслью. Тайна преуспеяния – в нераздельном и непрерываемом пребывании в мыслях со Мною. А это возможно лишь при наличии чувства любви, но не какими-либо другими насильственными и искусственными путями. Любите Меня – и недостижимое и невозможное станет возможным и достижимым. Чудеса творятся любовью. Любовь – это огненная, неодолимая, победная сила. Ею пылайте, если хотите достичь. Высших проявлений любви к тем, кто дорог сердцу, не ограничивайте ничем. Любовь – это двигатель жизни и духа. На пути в Беспредельность любовью победите и одолеете все.

    

 

Притчи

 

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник (1938) ЛСМ-Озар, ч. 2, VI, 19. Притча о Вопрошавшем.

Дгул-нор считался самым мудрым. Он имел счастье получить Учителя из Священной Подземной Страны, но тот был лишен языка и правой руки.

Устремившийся ученик задал вопрос, и Учитель кивнул головой. Ученик задал два вопроса, и Учитель дважды кивнул. Скоро ученик задавал непрерывно вопросы, и Учитель непрерывно кивал. Три года продолжалось вопрошание, и три года кивал Учитель.

«Значит, по опыту Твоему, все бывает?» – И Учитель не только кивнул, но и поклонился в землю; открыв на груди одежду, показал изображение Благословенного, дающего обеими руками.

Так была утверждена мудрость и было возвеличено творчество жизни.

Истинно, в едином вздохе понимаем пространство. И никакое слово не передает необъятность. И никакая мысль не вместит Света.

Но, встав перед Солнцем на восходе его и приняв луч в сплетение солнечное, можно ощутить победу над океаном, ибо можно коснуться светом до Света духа.

Но это сознание лишь в духе, который может сказать: «Я все отдал, чтоб все принять».

Итак, не отрицание, но лишь утверждение имеет над собою Руку Будды

 

Притча о глотке воздуха

Пришел как-то к одному мастеру ученик и спросил:

– Ты – великий мастер, скажи, как достичь величины твоего мастерства?

– Надо хотеть, – ответил мастер ученику.

– Нет человека, который хотел бы этого так, как я, – сказал ученик.

В этот момент мастер подвел ученика к бочке с водой и резко опустил его голову под воду. Ученик барахтался и вырывался, что было силы, но лишь в самый последний момент мастер позволил ему сделать глоток воздуха. А затем спросил его:

– А теперь ответь мне, когда твоя голова была под водой, чего ты хотел?

– Воздуха!

– Вот так же, как воздуха, ты должен хотеть знаний, – сказал мастер ученику.

 

 


 

1 Учение Живой Этики. Надземное, 490.

2 Учение Живой Этики. Община, § 243.

3 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.1, § 597.

4 Учение Живой Этики. Община, § 230.

5 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.2, § 177; Община, § 230-231, 246; Знаки Агни Йоги, § 446; АУМ, § 534, 536; Надземное, § 304.

 

Начало страницы