Проницательность

Проницательность – духовно-познавательное качество человека, означающее способность глубинного постижения сущности людей, явлений, событий; причем, достаточно быстрого, непосредственного (без обширных рассуждений и опытов) и дальновидного. Богатый жизненный опыт, накапливаемый человеком из жизни в жизнь как в Надземных сферах, так и на земле, аккумулируется в его духовной индивидуальности, средоточием которой является духовное сердце. В Учении Живой Этики акцентируется важная способность человека – видеть, а значит и понимать, бытие «глазами сердца», то есть глубинным внутренним чутьём, чувствознанием, знанием духа. 

Именно накопленное знание духа даёт человеку возможность обобщающих, синтетичных выводов, проницательных оценок, соизмеримых подходов, предвидения вариантов развития явлений и событий. Конечно, внимательность, наблюдательность, живая любознательность человека – всё это ступени к овладению качеством проницательности. Тогда как личностно-эгоистическая направленность сковывает мышление, ограниченность и стереотипность накладывают оковы на возможность проникновения в суть явлений.

Проницательность – это сердечный подход к постижению бытия, духовное проникновение в его многомерность и видимое разнообразие на основе общекосмических Законов – Единства, Красоты, Гармонии, Добра, принципов целесообразности и соизмеримости…

 

 

Близкие понятия: духоразумение, чувствознание, прозорливость, дальнозоркость духа, соизмеримость, находчивость, сообразительность, чуткость, восприимчивость.

 

Противоположные понятия: догматичность, стереотипность, ограниченность, неподвижность мышления, тупость, грубость, нетерпимость, равнодушие.

 

 

Надземное, 836. Урусвати знает дар проницательности. Люди нередко смешивают этот дар с целесообразностью. Спросят – "какая разница между такими близкими понятиями?" Целесообразность может быть воспитана среди земных условий, но проницательность накопляется во многих жизнях и углубляется в Надземном Мире; такая проницательность помогает в разных случаях.

Человек правильно может распознавать явления с их внешней стороны. Человек чует, где неправильный путь, он не может указать причину такой неправильности, но сердце знает, что нечто должно быть избегнуто. Обычно люди назовут чутьем такое проникновение, и они будут правы, но они должны допустить в сознание существование такого чутья.

Не следует насмехаться над таким инстинктом. Человек может быть неграмотным и в то же время уже нести дар проницательности. Обычно считают прозорливость как нечто устремленное в будущее, но проницательность работает во всей жизни. Она есть помощь настоящему, – так будем ценить накопления, собранные во многих жизнях и среди труда в Надземном Мире. Не забудем, что и там нужно трудиться; мысленное творчество вовсе не так легко, как полагают невежды.

Мыслитель утверждал: "Явите проницательность во всей жизни".

 

Надземное, 307. Урусвати знает, что значит видеть глазами сердца. Каждый предмет будет увиден людьми по их внутреннему настроению. Не могут люди усвоить простую истину, что майя зарождается в их сознании, но следует пытаться вырваться из тенет самовнушения.

Кроме внешних восприятий, человек может найти искры действительности. Он может противопоставить внушению майи познание, живущее в его сердце. Могут усомниться – не будет ли это вторая майя с таким же обманчивым обликом. Но вспомним, что в тонком состоянии понимание значительно преображается и в Огненном Мире действительность уже выявлена; значит, человек сквозь плоть может вызывать проблески истины.

Пусть для огромного большинства майя остается необоримою, ибо они не помышляют о рассеивании ее, но некоторые искатели истины могут и в земном состоянии проникать до настоящей сущности вещей. Прежде всего они научатся познавать свои переходные настроения. Они увидят солнце ни веселым, ни мрачным, но будут знать, что их внутреннее чувство может окрасить даже великое светило.

Кто хочет совершенствоваться, тот должен преобороть плотные настроения. Если человек будет помнить об этой задаче, он уже избегнет многих заблуждений. Человек удержится от произнесения неправых суждений и поймет, что внутреннее чувство должно быть справедливым. Не будем думать, что эта задача сверхчеловечна, напротив, она принадлежит обиходу каждого дня, и для сотрудничества с Нами нужно учиться смотреть глазами сердца.

Мыслитель говорил: "Благодарю Богов, что не ослепну, ибо пока сердце бьется, оно будет зрячим".

 

Бесп-1, 76. Говорил Ориген: "Глазами сердца видим Бытие". Только сердцем прозреваем красоту мира, явленного Сердцем Космоса. Любовь к Космосу двигает чувствознанием. Любовь к лилиям или к дальним мирам имеет в основе ту же космичность. Да, да, да! Так будем измерять космической любовью!

 

Иерархия, 8. Майтрейя хочет все ускорить. Майтрейя хочет все успешно завершить. Майтрейя хочет видеть вашу радость. Майтрейя хочет дар человечеству дать огненным опытом. Майтрейя хочет претворить жизнь на Земле в сияние Матери Мира. Да, да, да! Беспредельна красота жизни! Архат видит глазами сердца.

Архат видит глазами сердца красоту сущности. Архат видит глазами сердца, и сущность будущего зовет Нас. Верно и утверждено то созидание.

 

Сердце, 1. Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путем восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнем сердца. Потому на пути к Иерархии, на пути к Великому Служению, на пути Общения, синтез есть единый светлый путь сердца. Как излучать явленные лучи, если нет пламени, утвержденного в сердце? Именно свойство магнита заложено в сердце. Творчество высшее насыщается этим великим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем. Так дуги сознания сливаются в пламени сердца.

Так мы запомним о прекрасном притяжении магнита сердца, который соединяет все явления. Истинно, серебряная нить соединения Учителя с учеником есть великий магнит сердца. Объединение Учителя с учеником утверждает сущность всех эволюций.

 

МО-3, 64. Когда Божественное соединяет сферы, все энергии являют максимальное нагнетение. Все великие события могут проявиться лишь при нагнетении. И все космические трансмутации, как физические, духовные и планетные, могут утвердиться лишь, когда все огненные энергии восприняты. Можно научно проследить, как нагнетаются все события, как утверждается Свет и тень. Если человечество недостаточно проницательно понимает путь Блага, то, хотя бы по явленным деяниям зла, можно указать на великий Подвиг и Битвы. Действительно, можно измерить путь Блага по деяниям тьмы! Одно осознание равновесия должно направить человечество к пониманию великого Космического Закона. Только союз великих Высших Сил может дать равновесие. Ведь мы знаем, как притяжение светил действует, обоюдно нагнетая свои энергии. Мир един, микрокосм и макрокосм едины. И в том же масштабе, в каком явленный дух напрягает свои силы на разрушение, так же мощно может дух быть создателем, и силы творческие нагнетаются силами Высших Миров. Так объединен макрокосм с микрокосмом.

 

Сердце, 559. Сказавший: "Глазами сердца видим", – имел в виду не символ, но закон физический. Углубленное или уволенное сознание являет изменение всех чувств. Самый яркий цвет становится невидим, самая громкая симфония неслышима, самое сильное прикосновение неощутимо, самая жаркая пища не оявлена, так, действительно, царство чувств – в сердце. Не следует смотреть на это качество как на отвлеченность. Наоборот, в нем заключено еще одно приближение к Тонкому Миру. Мы заставляем учеников Наших упражняться в этой трансмутации чувств как в одном их самых видных утончений сердца. Можно самым обычным сердечным приказом заставить себя не слышать или не видеть. …Нужно обладать этим качеством, иначе много заградительной сети будет бесполезно истреблено. Сохранение ценного вещества тоже есть задача йога. 

 

 

Проницательность человеческой мысли

 

Гр.А.Й. 1953 г. 466. Тихо, неслышно, но мощно действует сознательная мысль, то есть мысль, порожденная для достижения определенных результатов. Надо очень понять, что мысль, эмоционально отягощенная астралом, или частицами астральной материи, тяжка, неэластична и слаба по сравнению с мыслью бесстрастной и чистой от его примеси, потому равновесие, и бесстрастие, и спокойствие – основные условия огненного могущества. Мысль, отлитая в четкую форму, спокойно стойкая, сметает с поверхности волнующейся астральной материи её образы, как вихрь – былинки пыли, и заменяет их желаемыми образами и построениями. Надо понять это превосходство ментала над астралом и мысли высшей над всеми тремя планами. Спокойствие, бесстрастие и равновесие есть формы уявления огненной мощи, и в этих формах надо учиться применять и осуществлять мощь доверенную. Утверждаю овладение огненной мощью путем сознательного и планомерного её применения в жизни всегда и во всем. (…) Очувствовать надо силу огненной мысли и её проницающую способность не теоретически, но именно на практике, в жизни, очувствовать и применить. Мысль – есть инструмент, способный аккумулировать огненную энергию для действия, её можно собрать и отлить в форму, то есть придать ей желаемый образ, и она уже сама, без всякого вмешательства добавочной воли, будет действовать по направлению, в ней заложенному. 

 

Гр.А.Й. 1961 г. 288. Пусть не думают, что Мы далеко, – Мы близко. Пусть не считают, что Нас нет. Мы есть. И Мы знаем гораздо больше о вас, чем вы о Нас, ибо Мы Видим, а вы нет. Но и вы, даже не видя, не считаете завесу незнания непроницаемой мыслью. Мысль проницает все, и мысль мгновенно достигает и касается объекта или субъекта своего устремления. Думать о Нас – значит быть мыслью с Нами и право свое утверждать на Общенье. Кто с Нами в мыслях сейчас, тот с Нами будет и после и будет всегда, пока его мысль к Нам неуклонно стремится.

 

Начало страницы