Сдержанность. Выдержка

Сдержанность – качество и способность сознания человека регулировать и контролировать силы своего микрокосма – чувства, мысли, волевые импульсы, физические движения, или другими словами, внутреннюю психическую энергию. Это качество имеет волевую природу. Сдержанность направлена на сознательное накопление духовно-психической энергии в организме человека, сохранение её от распыления и бессмысленной растраты. «Сдержанность есть не что иное, как сознательное аккумулирование в организме огненной силы»1.

Сдержанность – весьма сложное качество в своих внешних и внутренних проявлениях. Её следует отличать от сухости, равнодушия, нечуткости, жесткости, грубости. Подлинная сдержанность всегда доброжелательна, приветлива, дружелюбна; она – неотъемлемый спутник спокойствия и равновесия. 

Сдержанность подразумевает целесообразность, ибо такой человек понимает перспективу проявления сил и энергий как своих, так и окружающих людей. Если он видит, что его действия не принесут блага и пользы окружающим, а могут даже способствовать их неуравновешенности, то он не станет напрасно расходовать силы. В этом выявляется заботливость и бережность сдержанного человека. Всё это возможно, когда мы руководствуемся внеличными, бескорыстными мотивами.

Духовно сдержанный человек – всегда миротворец, он сознательно старается сохранить гармонию и лад во взаимоотношениях с людьми. Сдержанный человек умеет «заземлять» чужие всплески низшей эмоциональной природы, их преобразовывать внутри себя в добрые чувства великодушия, понимания, прощения вместо того, чтобы посылать дальше по цепочке общения другим людям и в пространство негативные эмоции и злую ярость низшего эго. Овладение этой способностью «заземления» и преобразования говорит о большом духовном потенциале и сердечности человека. Сдержанность защищает чистоту духа. Сдержанность – показатель достоинства и благородства личности.

На страницах Учения Живой Этики подробно рассматривается биполярная (двойственная) природа низшей, чувственной природы человека и связанная с ней нравственно-психологическая закономерность, получившая название «астральный маятник». Её механизм может быть описан следующим образом: выведенные из равновесия психические энергии в сторону одной крайности вызывают подобный по амплитуде всплеск их на другой стороне с противоположным значением. Так, слепая восторженность обязательно через некоторое время вызовет разочарование и даже враждебность; яркая астральная радость влечёт за собой не менее сильное огорчение и печаль. Приведённый когда-то в действие этот маятник чувств трудно остановить, и действие его неизбежно. Пока центр актуального сознания человека находится в его низшем эго («я»), во власти психологических привычек, он – раб, а не властелин энергий своего микрокосма. 

В преодолении «астрального маятника» неоценимую роль играет именно качество сдержанности. Без его волевого проявления сознание человека будет постоянно находиться под властью неуправляемых им сил и преходящих состояний. Сдержанность позволяет останавливать движения чувств и мыслей на одном из полюсов с тем, чтобы другой не смог проявиться. В Учении рекомендуется останавливать движение этого маятника в позитивной фазе проявления: на этапе подъёма легче остановить астральный смех и радость, не вызывая неизбежных слёз и огорчения. 

Идея биполярности низших чувств была отмечена уже Аристотелем (IV в. до н.э.) в его понимании добродетели как «обладании серединой» или «вершиной» между двумя крайностями: избытком и недостатком. «Как в страстях, так и в поступках, – отмечал древнегреческий философ, – [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и её избирает»2. Так, щедрость – это вершина между расточительностью и скупостью, дружелюбие – между угодничеством и зловредностью. В эту концепцию Живая Этика привносит идею маятника, т.е. неизбежности проявления крайностей низших чувств, обусловленности их друг другом.

Задача человека – преобразование силы и энергии низших чувств, постоянно колеблющихся и разбалансирующих микрокосм человека, через их утончение и возвышение в единую целостность и мощь человеческой духовности. Сила духовного начала упорядочивает внутренние психические энергии человека, очищает и облагораживает их качество, и сдержанность в этом процессе выступает незаменимым инструментом.

Несдерживаемые личные чувства и эмоции, которыми человек живо реагирует на происходящее с ним, обнажают его внутренний мир другим людям, открывают каналы воздействий (зацепок) извне, часто негативных, ибо люди начинают корыстно «играть» на личных струнах души. Как защитная крепость, сдержанность и молчаливость ставят психический аппарат человека вне достигаемости для цепких негативных влияний. «Раньше люди уходили в отшельничество. Ныне утверждается отшельничество в духе», – утверждает Духовный Учитель в «Гранях Агни Йоги». – «Которое труднее? Отшельничество в духе в жизни обычной земной требует особого напряжения зоркой настороженности и постоянного дозора»3.

Сдержанность свидетельствует о большой степени овладения человеком своими чувствами, мыслями и волевыми импульсами. Такой человек не предаст и не распылит доверенные ему знания и жемчужины мудрости. В своих письмах Елена Ивановна Рерих напоминала, как Будда «требовал, чтобы ученики, прежде всего, научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения»4. Этим же принципом она просила руководствоваться в жизни своих учеников и последователей. Именно возрастание духовной дисциплины является лучшими вратами познания и приобщения к высшему миру Духа.

 

 

Близкие понятия: дисциплина духа, самоконтроль, равновесие, самообладание, спокойствие, бесстрастие, настороженность, осмотрительность, терпимость, молчаливость, бережность, вежливость, простота.

 

Противоположные понятия: нетерпимость, легкомыслие, равнодушие, сухость, грубость, раздражение, обидчивость, расточительность, болтливость.

 

 

Сдержанность в общении

Сдержанность чувств и мыслей

Сдержанность силы

Сдерживая хаос…

При переходе в Тонкий Мир

Строфы из «Дхаммапады». III. Глава о мысли; ХVII. Глава о гневе

 

 

ПЕИР 14.06.1939. В настоящее смутное время сугубая осторожность, сдержанность и осмотрительность совершенно необходимы.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 185. Контроль уявляется всегда: и наедине, и при соприкосновении с людьми, особенно с близкими, ибо с людьми чужими его легче осуществлять. Самоконтроль и сдержанность чувств и эмоций – необходимая ступень ученичества.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 52. Молчаливость и сдержанность приветствуются как первая ступень дозора воли.

 

ПЕИР 2.04.1950. …Будем надеяться, что друзья и сотрудники не выкажут легкомыслия, но сохранят бережную предусмотрительность, и сдержанность, и осторожность во всем.

 

ПЕИР 8.08.1954. Так и я не утрачу моего терпения и буду повторять снова и снова – соблюдайте предосторожности, не переутомляйтесь, не перетруждайте себя ни в чем. От нас требуются дисциплина, сдержанность, осторожность, самоконтроль

 

ПЕИР 11.02.1930. Родные мои, каждый из Вас пишет о своем стремлении к единению, что же мешает ему, если Вы четко осознали насущную необходимость его? Отвечу – недостаток дисциплины духа, неумение прикладывать указания Учения прежде всего к себе. Там, где нужно выявить терпимость, там старая привычка несдерживаемого возмущения встает во всей своей силе и все лучшие намерения тотчас же забываются. Конечно, побороть все старые привычки одним ударом трудно, потому примемся за искоренение самого сейчас необходимого – изгоним нетерпимость. Запишем огненными буквами в сознании нашем этот указ Учения и будем помнить его, начиная и кончая день, за работою и в отдыхе.

Припомним, как Владыка Будда учил своих учеников, как Он требовал, чтобы ученики, прежде всего, научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения. Путь Учения един, и сейчас, как и тогда, для приближения и высшего доверия необходимы те же основания – почитание Иерархии и дисциплина духа.

 

ПЕИР 3.11.1932. Дайте, родные, мне радость видеть Вас уважающими друг друга и красиво сдержанными. Порумочка.., имеющая в себе столь ценимое мною качество миротворчества, пусть напряжет его до крайней степени и тем поможет победе. Также и мой огненный человечек пусть найдет силу смолчать там, где нет ущерба для дел (…) Мне не нужны красивые слова, в них сердце отсутствует, хочу видеть пробуждение сердца в действиях дружелюбия.

 

ПЕИР 12.02.1940. …Многое, о чем Вы пишете, правильно, и, конечно, требуется обоюдное сглаживание и сдерживание, но не в ущерб неотложному действию.

 

ПЕИР 23.08.1935. Так, родные, ничего не бойтесь, только умоляю, явите достойное спокойствие, не возвышайте голоса и не отвечайте грубостью на грубость. Покажите достоинство сдержанности. Явите мужество и твердость. (…) Так, родные, как Сказано, «тяжкое время переживем достойно и победно».

 

ПЕИР 4.10.1934. …Для успеха необходимо наконец усвоить, что всякая грубость должна быть отставлена. Ведь закон соответствия есть закон космический, и потому никого нельзя убедить, что за грубостью внешней скрывается тонкий дух. Кто так думает, являет пример чудовищного самообмана. Именно, грубость является свидетелем грубости духа и порождает тяжкие последствия для носителя ее. Потому прошу очень выработать в себе сдержанность и следить, чтобы и ближайшие помощники не позволяли бы грубости с подчиненными. Твердость нужна, но не грубость.

    

 

Сдержанность в общении

 

ПЕИР 13.05.1947. Люди, как малые дети, сотворят зло и сами не понимают того, что сотворили, да и не помнят его. Более мудрым приходится считаться с такими привычками, потому так нужна приветливая сдержанность со многими. Ученикам оккультных наук приходится проходить ступень, на которой они должны научиться не обижаться. Ступень эта очень трудна, ибо ученики, пришедшие к этой ступени, должны уже уявляться особо чувствительными к несправедливости, а тут приходится выявлять полное спокойствие и не таить неприязни к лицу обидевшему. Но и это преодолеть можно, если перед вами ярко горит цель, к которой вы стремитесь.

 

ПЕИР 16.07.1935. Понимаю… всю радость Вашу видеть пылающие сердца. Бывала и бывает и у меня такая радость, но все же годы опыта научили меня некоторой сдержанности и не слишком доверять порывам, особенно среди впервые подходящих к Учению. Вначале все идут зажженными факелами, но затем в силу прикасания к Учению под воздействием непреложных оккультных законов истинная сущность наша начинает выявляться гораздо быстрее, и наружу выступают такие качества, существование которых мы в себе и не подозревали и которые, может быть, остались бы непроявленными до следующего воплощения.

 

ПЕИР 18.02.1936. …явите терпимость и сдержанность. Ведь ничто так медленно не растет, как именно сознание. Для усвоения каждого нового понятия приходится не только осветить его со всех сторон, но и постоянно повторять.

 

ПЕИР 2.09.1937. Конечно, тяжко сдерживать себя, когда все существо стремится высказать все, чем наполнено и звучит сердце. Но мы всегда должны помнить, что мы не одни, но участвуем в великом строительстве и потому должны все время соображаться с общим планом и поддерживать равновесие или гармонию. Мы не должны дразнить врагов, но где нужно должны уметь защитить основы со всем достоинством и бережностью. Подойдут сроки, и можно будет смелее высказываться. Вы знаете, что «каждая преждевременность судима»! Сколько разрушений и несчастий вызвано было преждевременной выдачей начертаний или мысли. Потому проявим тонкое распознавание и учтем все обстоятельства.

 

ПЕИР 8.06.1944. В начале пути и я много грешила в желании поделиться моим богатством со всеми мало-мальски выказавшими интерес к тем же вопросам, но, увы, тяжкие последствия такой доверчивости заставили меня понять всю Мудрость, указавшую с самого начала нашего подхода на необходимость сдержанности и бережности с доверенным сокровищем. И уявленная в Учении Соизмеримость стала для меня указом дня. Итак, несите людям радость, но не забывайте соизмеримость, не переходите границ, намеченных их уровнем сознания. Лучше недодать, нежели закормить.

 

ПЕИР 9.01.1950. Так хотелось бы, чтобы между Вами царила полная гармония, чтобы не было никакого отягощения. Также некоторая сдержанность и дисциплина всегда нужны, даже в духовном даянии мы должны быть осмотрительны, чтобы не отяжелить сознание неготовое и не расточить без пользы доверенное нам.

 

ПЕИР 18.09.1953. Наветы и козни людские неизбежны, но человек, слушающий и доверяющий им, сам недалек от наветчика. Нужно уметь судить самостоятельно и поверх чужих мнений, иначе мы никогда не выйдем из обывательской среды и не достигнем высот духовных. Родные мои, не питайте в сердце подозрений, не отягощайтесь ненужными сором и грузом; наблюдайте спокойно для накопления распознавания и проявите сдержанность там, где заметите хотя бы намек на кощунство или неуважение к высоким Понятиям. Нельзя насиловать сознание собеседника, оно ни к чему хорошему не приводит и порождает только озлобленность. Сознание человека – его карма, от которой не уйти. Причина и следствие неотделимы, и, если человек сам не сдвинет свое сознание, никто другой не может это сделать.

 

ПЕИР 17.06.1937. Легкая сдержанность в письмах к незнакомым необходима.

 

ПЕИР 01. 1937. Темные во всем стараются подражать Белой Ложе и под личиною Света всеми силами стараются проникать в очаги духовности для внесения смуты и разложения. Вот почему так важно приобрести качество распознавания и сдержанности.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 140. Словами недостойными, словами злобы, и ненависти, и чувствами подобными наносит раны и уколы себе человек сам. Часто молчание помогает залечивать ткань поврежденную. Как важно и нужно, чтобы речь всегда была сдержанно спокойной и ровной.

 

ПЕИР 12.03.1935. При зоркости и осторожности можно спать с предателем в одном шатре, но нелегко выработать в себе подобную зоркость, потому некоторая отчужденность и сдержанность уместны.

 

ПЕИР 29.10.1938. Поучительно, но тяжко ознакомление с извивами человеческой души. Все больше и больше видишь, как сдержанность нужна с людьми и особенно с так называемыми «оккультистами».

 

ПЕИР 14.05.1937. С Алексеевыми советую по-прежнему сдержанность. Не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность.

 

ПЕИР 20.06.1935. Нужно действовать твердо, но осторожно. Приходится все время сдерживать себя. Жизнь так сложна, строить нужно, а годного материала почти нет! Приходится пользоваться, как Сказано, камнями, в которых горит хотя бы искра духа.

 

ПЕИР 4.01.1937. …Скажите ей, что я сохранила о ней самое прекрасное воспоминание и очень жалела, что она так скоро уехала из наших мест. Мне она действительно нравилась, ибо она очень воспитанная – качество, которое почти отсутствует в современном обществе. Ее сдержанность и деликатность очень привлекали меня.

   

 

Сдержанность чувств и мыслей

 

Гр.А.Й. 1954 г. 78. Все же лучше чувствований своих не выказывать даже своим. Сдержанность защищает внутренний мир человека, подобно крепостной стене. Чувства и эмоции, которые явлены окружающим, служат как бы мостом, или вратами для каждого желающего войти вовнутрь и, как это обычно бывает, нарушающие гармонию и целостность индивидуального внутреннего мира. Лучше вовнутрь не допускать никого: ни далеких, ни близких. Уже Говорил: в святилище никто не вхож. Там место Учителя. Для ненарушаемого развития Индивидуальности нужна некоторая изолированность микрокосма и его ауры. Эту изолированность можно обеспечить сдержанностью и замкнутостью. Можно говорить о чем угодно, но чувства свои храните про себя. Зачем уявлять их на всеобщее обозрение и осуждение? Можно ухватиться лишь за выступ, но не за что ухватить шар. Зачем давать людям цепляться за ауру, чтобы потом терзать. Шар – символ равновесия. Равновесие духа – лучшая защита. Такая эмоция, как страх, позволяет врагу крепко ухватиться за ауру и яро воздействовать на нее. Все, что уявляется наружу и нарушает гладкую непроницаемую поверхность шара, позволяет каждому встречному распоряжаться внутренним миром того, кто неосторожно открывает его людям, нарушая условие сдержанности и владения собою. Застегните кольчугу духа на все застежки, тогда не опасны удары, наносимые людьми беспрестанно. И помните: никто не устоит против равновесия.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 194. (Апр. 13). Надо учиться молчаливости, сдержанности, замкнутости и умению себя потушить, когда это надо. Это состояние требует еще большей зоркости и умения владеть собою, чем состояние активности. Нужно плотно закрыть забрало. Не следует мыслью касаться людей. Нужно силы собрать внутри, чтобы охранить сокровенное. Иначе растерзают и сокровище расхитят. Сдержанность и собранность надо явить напряженную и сосредоточенную, ни на миг не упуская из сознания основного задания. Особенно надо держать на узде астральную оболочку: в эти моменты она имеет склонность выявляться яро и бурно, ибо не сдерживаема, как обычно.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 375. (Июль 13). Согласованность надо понять. Это не этическое, но энергетическое понятие мудрой концентрации всех сил по одному направлению. Обычный человек раздираем на части энергиями хаотичными, противоположными, нейтрализующими друг друга. Лишь внутренняя согласованность может объединить их. Обычная внутренняя собранность много помогает при утверждении согласованности. Сдержанность и умение владеть собою и своими чувствами ведет к той же цели. Не устоит дом, в себе разделившийся. Потому овладение собою – ступень к могуществу духа. И ступени спокойствия и равновесия духа тоже к тому же ведут. Это лишь различные аспекты согласованности микрокосмической. Подобно сжатому газу, собранная энергия силу являет. Гидравлический пресс, работающий на сжатии, может дать огромную силу. Так же и собранные воедино разбросанные энергии человеческие. Аппарат, действующий сжатым воздухом, может работать только при условии, если давление достаточно. Уберите собранность, или сжатость воздуха, и сила его растечется бесплодно. То же самое происходит и с человеком. Сдержанный человек силу имеет, несдержанный и не умеющий владеть собою подобен паровому котлу, все клапаны и вентиля которого открыты до отказа. Сколько ни топи, пар силы не даст. Сдержанность есть метод точный и безошибочный нагнетения огненной энергии. Распущенность есть ее безудержное расточение. Владеть собою надо всегда и во всем. Всегда и во всем надо являть какую-то степень обуздания себя: в мыслях, в словах, в действиях. Обузданность мысли не есть безмыслие, но владение мыслью, контроль над нею и умение направлять и удерживать ее на предмете, утвержденном волею. Даны человеку энергии огненные, дано великое богатство и великая сила, но достоянием своим не умеет, и не хочет уметь, не желает уметь распорядиться. Хозяин его – человек. Потому Говорю: «Учитесь всегда и на всем владеть собою. Силу свою осознайте. Не расточайте бездумно ее. Таланты данные берегите и приумножайте. Не будьте подобны дырявому решету. Осознайте источник своей мощи и пути ее реализации».

 

Гр.А.Й. 1954 г. 185. Для лучшей защиты себя не мысли охранять надо, но чувства. Для этого, выражая мысль словами, обращенными к людям, надо освободить ее от чувства, с ней связанного. Это должно касаться прежде всего чувств личных. Выражая свои личные чувства или эмоции, отдаем себя во власть тому, кто их замечает, принимая в свое сознание наш образ в момент уявления его внутреннего состояния. Врата мира личных внутренних эмоций и переживаний должны быть всегда закрыты. Отделить мысли от личных переживаний – задача нелегкая. Это связано с обузданием астрала. Контроль уявляется всегда: и наедине, и при соприкосновении с людьми, особенно с близкими, ибо с людьми чужими его легче осуществлять. Самоконтроль и сдержанность чувств и эмоций – необходимая ступень ученичества.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 295. О том, о чем не следует говорить, можно молчать, не прибегая к обману. Сдержанность, и молчаливость, и скрывание своих чувств, мыслей и эмоций не есть обман, если они не сопровождаются словами, несущими собою попытку исказить действительность. Человек, допустивший ошибочно поступок и промолчавший об этом, не есть обманщик до того момента, пока он не станет его отрицать или убеждать в противоположном. Много тайн хранят уста Архата, но он от этого не становится ни лжецом, ни обманщиком, ни лицемером.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 397. (Сент. 5). Равновесие духа – сила. Спокойствие – сила. Без сдержанности не может быть ни равновесия, ни спокойствия. Сдержанность – сила, ибо ею сдерживаются от распыления огненные энергии в человеке. Нельзя накопить силы, не сдерживая ее. Накопление и есть процесс сдерживания ее в сфере микрокосма человеческого. Всякое безудержное пылание или вспышки, безусловно, недопустимы. Накопление огненной силы молчанием есть не что иное, как длительный процесс удерживания и собирания энергии в себе путем утверждения сдержанности. Человек так устроен, что реагирует на воздействия внешнего мира, каждой реакцией отдавая вовне свою силу. Если такую реакцию пресечь в самом корне в самый момент ее зарождения и на идущее воздействие не реагировать никак, но утекающую силу сдержать, произойдет явление аккумулирования энергии. При наличии равновесия и спокойствия реакции на внешние волны не сопровождаются утечкой силы. Это и будет проявлением качества сдержанности. На любой вопрос можно ответить, можно выполнить то, что требует жизнь, ответствовать на внешние воздействия можно, но не дозволять астралу выходить из состояния равновесия. И тогда, и только тогда качество сдержанности будет уявленным полно. Астрал яро стремится необузданно реагировать на все, нарушая равновесие микрокосма. Все движения в астральном проводнике надо привести к молчанию. Что бы ни приходилось делать и как бы ни поступать, астрал можно заставить замолкнуть. Ведите себя так, как будто бы все, происходящее с вами, касается не вас, а другого, совершенно постороннего человека, а вы лишь смотрящий со стороны. Из мыслей, из слов, из поступков стремитесь изъять эмоциональное начало камического порядка. Астрал – это расточитель огненной силы. Сдержанность есть обуздание астрала и сохранение огненной энергии внутри человека. Электромагнитная батарея аппарата человеческого заряжается тогда положительно, накапливая огненную мощь. Если сказать что-либо важное в равновесии полном или же обуреваемым несдержанными уявлениями астрала, то в первом случае воздействие на окружающих будет неизмеримо сильнее, чем во втором. Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам. Кто не владеет собой, тем владеют другие. Каждое невладение собой в присутствии другого человека отдает не владеющего собою во власть того, перед кем уявляется эта слабость, ибо в момент разряда энергии, который сопровождает несдержанность, опустошенным и незащищенным становится человек для любого воздействия. Несдержанность делает его жертвой, беззащитной и слабой, и отдает во власть любому влиянию именно в эту минуту полной разрядки энергии огненного аппарата. И тогда снова требуется время, чтобы ее накопить. Оберечь себя и защититься можно лишь сдержанностью, то есть владением собою. Аккумулируя силу и сохраняя ее, можно не опасаться вреда от внешних влияний. Толкнувшись о броню Тэроса, отскочат враждебные стрелы. Так сдержанность есть лучшая самозащита. Темные силы особенно любят тотчас же воспользоваться моментом утраты равновесия и разрядки. В образовавшуюся от утечки энергии брешь они вторгаются яро. Потому будьте вдвойне осторожны и несдержанность не уявляйте. Слишком цена велика за потворство астралу. В эти моменты распущенности и слабости теряется достоинство духа и становится человек оболочкой пустою и флюгером для чужих ветров. Унизителен момент после каждого взрыва несдержанности. И не все ли равно, большой этот взрыв или малый, если вред причинен. Учитесь явлению внутренней собранности, утверждаемой сдержанностью, как бы энергии, отданные вовне, призываются вовнутрь и собираются в кулак или ядро для спокойного ее применения. Сила водной стихии может разрушить плотину, сметая по пути все запруды, но можно ее обуздать, и на работу направить, и заставить служить себе с пользой великой. Энергия духа течет, как поток. Если ее задержать и накопить в организме, волны ее можно направить тогда волей на любую работу по любому заданию, но прежде надо ее накопить. Сдержанность служит плотиной для задержания и накопления огненного запаса. Аккумулирование потока энергии невозможно без уявления качества сдержанности. Мысли и чувства, и эмоции не должны проявляться вовне. Если собой овладел человек – железная воля над ними. Узда духа на чувствах. «Овладение собою пошли, Владыка!»

 

Гр.А.Й. 1955 г. 445. (Авг. 23). Овладение собою дает власть над элементами и ставит их в подчиненное положение. Овладение своими чувствами есть овладение своими огнями, ибо все проявления человека связаны с огнем. Нет предела степеням овладения огнями. Одно овладение влечет за собой другие. Даже малые попытки полезны. Всякое сдерживание себя уже тем хорошо, что приучает к контролю и открывает новые возможности в этом направлении. Сдержанность указывает на умение владеть своими огнями, распущенность – наоборот. Владеть можно всеми своими чувствами без исключения, сперва чувствами, потом ощущениями. Сперва побеждается эмоциональное воздействие холода на психику, а потом уже и самый холод. То же самое – и с другими чувствами и ощущениями. Сознание человека остается лабораторией для всех ощущений, и хозяин в ней он. Надо переходить от обычного, то есть бесконтрольного течения жизни в микрокосме своем, к контролируемому. Контролировать можно все, и над всеми процессами пытаться установить главенство воли. Говорят, что некоторые Махатмы столетиями Пребывают в одном теле, не старея. Но подумал ли кто-нибудь о том, какая степень воли нужна, чтобы контролировать жизненные процессы тела и управлять элементами, входящими в его состав? Но учиться когда-то все же надо начинать, и начинать с малого. Учитель Поможет и тут, Указав путь подхода.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 410. (Авг. 4). Можно, можно накапливать эту энергию ценную. Большинство расточает ее. Она растет от осознания, от применения, от постоянного упражнения ее в действии. Основа ее силы – собранность, но не разбросанность. Собранность, сдержанность, владение собой, контроль над собою, своими действиями, чувствами, мыслями будет первыми шагами по пути овладения этой чудесной энергией.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 30. Если есть вера в мощь Иерархии и заботу Учителя, то разве может быть место страхам и беспокойствам? Если они есть, то есть ли вера? И если есть опасение угрозы испытаний какого-то порядка, то где же преклонение воли своей перед волей Ведущей. Следовательно, опасения, страх и беспокойства, несмотря ни на что, вовне происходящему, недопустимы безусловно и требуют полного и неотложного искоренения. Их вред не в том, что они отягощают и омрачают сознание, но в том, что ставят под сомнение мощь Иерархии и веру в Заботу и силу Ведущей Руки. Покойны будьте в вере – завет Учителя ученикам. Спокойствие не только в сдержанности и обуздании себя проявляется, но также в несломимой уверенности в охране незримой Луча, которую не может поколебать сама очевидность и все страхи людей окружающих, привыкших бояться всего и всегда, ибо не знают Учителя. Спокойная вера в незримую мощь Владыки есть достижение известной ступени сознания. И внешние условия будут терзать беспокойствами, и утеснениями, и кажущимися несчастьями, пока кристалл сияющей веры в силу Учителя не засверкает всеми своими гранями и смирение воли своей перед волею Высшей не станет качеством явным. 

 

Гр.А.Й. 1955 г. 451. (Авг. 25). Люди стремятся всегда вызвать в другом человеке те или иные чувства, то есть нарушить его равновесие. Этого нарушения допускать не следует. Каждое нарушение равновесия отдает допустившего в себе это нарушение во власть нарушителя. Потому заповедано спокойствие, равновесие и сдержанность. Равновесие духа – явление столь необычное, что люди не могут с наличием его в ближнем своем примириться. И будут стремиться нарушить его всеми способами. Сохранивший равновесие всегда будет сильнее обычного человека. Даже одно ощущение этой силы в другом вызывает в человеке чувство неловкости, недоумения и даже страха. Тот, кто сохранил равновесие, в силу закона становится над теми, у кого его нет.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 608. (Дек. 4). Во всех жестах и мимике обезьяны выявляются движения неконтролируемого астрала. Не уподобимся! Но как часто люди ведут себя не лучше. Выявление бесконтрольного своеволия астральной оболочки указывает в человеке на полную распущенность психической энергии и недопустимое ее расточение. Жалость, неуважение и часто даже презрение вызывает в окружающих людях подобное состояние астрала. Антиподом его будут сдержанность и самообладание. Каждую попытку и усилие обуздать обезьяну, паяца в себе, можно только приветствовать. Много неизжитых свойств от далекого прошлого остается еще в человеке. Все животные инстинкты берутся под суровый контроль. Сколько возможностей дается каждый день для утверждения власти воли над своими оболочками. И как редко ими пользуются сознательно. Столь редко овладение в человеке своими жестами или выражением лица, что подобная сдержанность вызывает чувство какой-то неловкости или даже страха, когда в ответ на попытки вызвать те или иные реакции в собеседнике встречаются полное равновесие, невозмутимость и отсутствие желаемого движения астрала. Люди постоянно бессознательно стремятся воздействовать друг на друга, и усилие не поддаваться подобным воздействиям, сдерживая импульсивность астрала, постепенно утверждает власть над ним воли. Можно каждодневно давать себе задание не поддаваться никаким воздействиям на астрал со стороны окружающих, и не только людей, но и обстоятельств.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 842. (Нояб. 3). Если хотите что-то начать, что имеет для вас особое значение и что можно развивать и углублять бесконечно, ритм утвердите сперва и желаемое явление в цикл ритма введите. Ритм продвигается циклами, вырастая и уменьшаясь в силе своей, но по спирали, постоянно утончаясь и усиливаясь в своей напряженности. Так можно углубить и усилить утверждение качеств духа, продвигая их во времени в Беспредельность. Все можно усиливать бесконечно при помощи принципа ритма. Мыслью ритмично возвращаясь к желаемому качеству духа, можно его укрепить столь прочно, что будет оно проявляться уже естественно и само собою и в прочее время дня и ночи. …Углубить его так, чтобы наполнило оно всю сущность человека, можно только лишь при помощи ритма. Как часто хотелось быть сильным всегда, быть сдержанным, спокойным и твердым, и как часто действительность нарушала утверждаемые качества, и спокойствие сменялось беспокойством, твердость – неуверенностью, сдержанность – болтливостью, и победитель уступал место паяцу. Сколько раз это было и будет до тех пор, пока мощь ритма не внедрит желаемые качества настолько глубоко, что их антиподам в микрокосме человека места уже не найдется. Вы можете стать неотменно и прочно тем, кем хотите, и любое качество утвердить, если ритм призовете наполнить жизнь вашу своим могучим влиянием и если ему не измените уже никогда. Смотрите, как Космическая Жизнь и жизнь всей природы преуспевает именно ритмом, которому подчинены все ее явления, и вы следуйте Космическим Принципам, применяя их в жизни каждого дня. И успешны будете вы в действиях ваших и в утверждении Света духа и Огня на Земле и в мирах. Ритмом идите и им побеждайте все, что препятствием становится на пути как внутри вас самих, так и вне вас. Силою ритма все победите.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 635. (Дек. 14). При нарушении равновесия страдает заградительная сеть, темные твари получают доступ к внутренним излучениям микрокосма человека. Даже в доме обычном на ночь закрываются окна и двери, тем более заградительная сеть должна преграждать доступ тьме. Даже простая сдержанность движений, мыслей, и чувств, и, конечно, слов служит прекрасной защитой организма от сторонних вторжений. Наши ученики научаются сдержанной молчаливости. Свобода духа заключается не в распущенности или разнузданности чувств, но в полном овладении ими. Это и будет дисциплина свободы. Распущенность же приводит к рабству человека у своих оболочек и нарушению психики. Опытный оператор спокойно и уверенно управляет самой сложной машиной, так же и человек, овладевший энергиями своего психофизического аппарата.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 27. Заградительная сеть – лучший щит от воздействия, но ее надо держать в порядке и готовности. Астрал непокоренный часто ставит владельца своего в опасное и беззащитное положение. Вспыхнув, он открывает заградительную сеть, оставляя в ней брешь и отдавая неосторожное сознание на милость победителя. В отношении защитности замкнутость, изолированность и сдержанность ставит психический аппарат человека вне достигаемости для цепких рук. Ненужное и вредное раскрытие себя чужому сознанию создает канал для воздействия, потому молчание лучше серебра и лучше золота. Любят люди в каждое лыко поставить строку. Зачем же делать себя объектом нежелательных возможностей. Раньше люди уходили в отшельничество. Ныне утверждается отшельничество в духе. Которое труднее? Отшельничество в духе в жизни обычной земной требует особого напряжения, зоркой настороженности и постоянного дозора.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 352. (Июль 12). Нужно напряжение, чтобы удерживать разгул тьмы. Если напряжение ослабевает, ослабевает и сдерживающая сила. Отсюда необходимость постоянной настороженности, когда «копье не дремлет над драконом». Они постоянно сторожат, чтобы воспользоваться каждым промахом, каждой слабостью, каждой несдержанностью со стороны ученика, ибо все недостатки служат для них каналом приближения и воздействия. Самой прочной защитой будет светоносность ауры, без единого пятнышка. Даже малые пятна опасны. Заградительная сеть, имеющая такие прорывы, подобна крепостной стене, некоторые ворота в которой оставлены неохраняемыми. Лик Учителя служит щитом, но его надо научиться всегда иметь перед собою, и особенно в момент возможной опасности. Мы Защищаем всегда, но сознание для помощи должно быть открыто призывно, если этого требуют обстоятельства.

 

Надземное, § 204. Урусвати знает о вредителях незримых и явных. Каждый исследователь передачи мысли на расстояние должен отметить все способствующие условия или враждебные. (…)

Можно наблюдать, что согласие присутствующих способствует передаче и охраняет от перехватчиков. Более того, если близкие, находящиеся в соседнем помещении, пребывают в гармоничном настроении, они уже охраняют сохранность передачи. Люди смущенные или раздраженные оказываются сотрудниками злобных перехватчиков. Аура раздраженного человека является лучшим дробителем протекающих токов. Такие вредители могут отрицать свое соучастие с перехватчиками, но по существу они остаются пособниками зла. Когда-то в Тонком Мире они пожалеют о своей несдержанности

Люди не хотят знать, что за каждым их легкомысленным поступком стерегут незримые сущности. …Лишь немногие поймут, что мысль должна быть окружена лучшими условиями. (…) Они [темные сущности – сост.] захватывают обрывки мыслей и ткут из них самую вредную ткань. Можно иногда вспомнить, как полезные мысли извращались. Поищите причину в окружении и, наверно, найдете поводы.

Мыслитель говорил: "Бедная наша мысль, нет у тебя защиты. Лишь успеешь вылететь, как уже злые когти тебя раздирают. Как горсть золота, брошенная в толпу, исчезает, так и мысль пространства может быть перехвачена. Хорошо, если мысль достанется просвещенному уму, но среди встречных могут оказаться и грабители. Если телу нужна чистота, то около мысли нужна еще большая опрятность".

 

Гр.А.Й. 1955 г. 465. (Сент. 3). Когда внутри назревает явление дисгармонии, лучше всего не выявлять себя никакими противодействиями. Здесь сдержанность нужна как нигде. Если не явлен ряд дисгармоничных действий, то цепь кармы не отягощается. В противном случае хвост внутреннего неблагополучия тянется долго, задерживая путника. Важно понять время, когда надо явить действие и когда воздержаться от него. Это относится также к словам и мыслям. Время посева и время покоя надо умело избрать.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 594. (Нояб. 27). Как бы ни было трудно идти и как бы неблагоприятно ни складывались внешние и внутренние условия, идти все же нужно, и только вперед. Даже малый шаг в правильном направлении полезен, лишь бы только не вспять. И, когда очень уж трудно, все же можно выискать хотя бы какое-то качество, чтобы усилить его. Вызвать искусственно духовный подъем и горение сердца не всегда под силу, но уявить сдержанность или спокойствие или помыслить о постоянстве незримого Присутствия можно при всех условиях. Лишь бы только не отвлекаться от наинужнейшего и не забыть, ради чего дух облекается в плотное тело и живет на Земле.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 449. (Авг. 25). Равновесие выражается также и в том, что не только тяжкие или неприятные вещи его не нарушают, но и в том, что явления радостные, приятные и вызывающие восторг, не колеблют его. Только при равнодушии к похвалам клевета не произведет впечатления, только при равнодушии к пище хорошей плохая не огорчит, только при полной сдержанности и спокойствии к счастью земному несчастье не сломит дух. Только при недопущении проявления переживаний на одном полюсе другой будет не в состоянии проявиться. Золотая середина, или золотой путь, предусматривает именно такое отношение к явлениям жизни. Не радуйтесь слишком тому, что вы хотели иметь и получили, чтобы не горевать при утрате. Правильно уловил поэт значение закона, сказав: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Астрал для своего проявления нуждается именно в наличии противоположных эмоций и радуется в восторге сегодня, чтобы плакать и горевать завтра. Будем учиться принимать все: и хорошее, и плохое, не позволяя астралу вибрировать ни на то, ни на другое. Учение указует на то, чтобы не радоваться и не горевать слишком. Особенно вредна неуемная восторженность астрала. Восторг и радость духа – нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих. Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена за подражание обезьяньим склонностям. Собеседник смеется, смеетесь и вы, собеседник плачет, плачете и вы, собеседник улыбается глупому и пошлому анекдоту, улыбаетесь и вы, словно театральная кукла, которую дергают за веревочку. Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих. Равновесие – настолько редкое качество, что, обнаружив его в собеседнике, люди приходят в беспокойство, начинают чувствовать неловкость, неудобство и даже страх, стараясь всеми мерами вызвать обычные людские чувства и реакцию на свое обращение. И если равновесие удерживается, несмотря на эти попытки, они начинают чувствовать невольное уважение перед непонятным им явлением. Указуются сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия. Нужно начинать с малого и постепенно накапливать огненную мощь. Ведь сдержанность указывает на умение правильного расходования психической энергии. Особенно расточает психическую энергию несдержанная болтливость.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 8 А. Разделив все явления на приятные и неприятные и не допуская, чтобы приятные выводили из равновесия, тем самым устанавливаем и обретаем власть над неприятными. Принцип: не радуйтесь и не будете печаловаться. Моя же радость не от мира сего. Есть чувства космические и чувства земные. Чувства земные приведем к молчанию, со стороны обоих полюсов сдерживая любой из них, чтобы не дать возможности утвердиться и выявиться другому. И только тогда дух будет открыт для чувств космических.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 416. Безудержное пылание чистых огней может так же сжечь провода нервов, как и огней темных. Человек может умереть как от радости или восторга чрезмерных, или от страха, или гнева. Заповедан золотой средний путь, когда воля владеет полюсами обоих видов пламени. Контроль и самообладание уже указывают на какую-то ступень власти человека над огнями своими. Потому Утверждаю спокойствие, равновесие, сдержанность, невозмутимость, бесстрастие, холодность, молчаливость, самообладание, самоконтроль, настороженность и зоркость постоянного дозора воли прежде всего, и все, что прямо или косвенно способствует им и всем качествам, без которых они не могут уявляться.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 337. (Июль 2). Воздержание даже в малом и малые обуздания своеволия и привычек астрала неуклонно приводят к овладению им. Он постоянно уявляет себя во всевозможных мелочах поведения, и особенно в склонности к многословию. Дисциплина молчаливости – хорошая тренировка для этой неуемной оболочки. Астрал прекрасно знает, как ему следует вести себя, и все же нарушает элементарные правила сдержанности. В этом особенно ярко проявляется наличие двух в одном, наличие высшего и низшего «я» в человеке. И многое зависит от того, которому из них отдается предпочтение. В любом состоянии можно что-то сделать в смысле обуздания своеволия астрала, и сдержанность будет для него лучшей уздой.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 090. (Фев. 12). Сколько ненужного говорится обычно в течение дня. За каждым произнесенным словом стоит мысль, а за словом ненужным – ненужная мысль. Поэтому контроль над всем, что говорится, означает также и контроль над мыслями. Ошибочно думать, что сдержанное молчание вызовет осуждение или недоброжелательство, скорее, наоборот – уважение и даже трепет перед непонятным, ибо люди обычно не знают контроля ни над мыслями, ни над словами. Препятствием к осуществлению этой сдержанности будут рефлексы, давно установившиеся психические привычки болтать без удержу или говорить, не контролируя ни качество, ни количество слов. Нужно научиться говорить еще меньше и так, чтобы мысль, выраженная словами, была чеканной и краткой. Как много люди везде говорят, и особенно во время сборищ. Поэтому так мало и невнимательно слушают их, так как нет чеканности и четкости мыслей и сердце не вложено в них. Нет худшего заблуждения, чем подчиняться условностям и думать, что в силу нелепой вежливости надо обязательно говорить. Особенно вредно, когда человек болтает потому, что не может уже удержаться, ибо потерял над собою власть и явно страдает недержанием речи. Это означает полную распущенность психической энергии и постоянное ее расточение. Обычно это состояние заканчивается болезнью. Каждая обузданная мысль и сдержанное слово будет накоплением психической энергии. И сдержанность есть не что иное, как сознательное аккумулирование в организме огненной силы. Подчеркиваю, сознательное, ибо пень тоже молчит, но энергии не накапливает.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 160. (Март 16). Ведь если внимательно проследить за собой, то можно заметить, что очень много говорится, чувствуется и мыслится лишнего. Все это можно сократить, имея в виду экономию психической энергии. Вместо десяти слов можно с успехом сказать три. Мыслить и говорить четко, ясно, кратко – качество йога. Лучше эту энергию направить на полезную волну. Только подумать, сколько ненужного, вредного и лишнего вообще говорится людьми и сколько делается! Об экономии сил духа не думает никто. Почему люди так боятся молчания? Качество молчания обычно присуще сильным и сдержанным людям. Конечно, ценно только молчание сознательное, ибо в противном случае молчаливость пня можно поставить в заслугу.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 516. (Окт. 15). Ни указаниями, ни советами не следует обременять никого. К чему говорить о том, что выполнено не будет. Самое лучшее – это давать совет, когда о нем спросят. Нет ничего хуже непрошеных или навязанных советов и указаний. Вообще хорошо воздерживаться от навязывания себя людям. Надо и им дать возможность иногда выговориться. Многие нарушают это условие, и обременяют других тем, чем полно их сознание, и говорят, и советуют не ради них, но ради себя. То же себеслужение, но прикрытое высокими словами. Вообще же, значение молчаливости, сознательной и сдержанной, велико, ибо способствует она накапливанию психической энергии.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 504. (Окт. 8). «В многоглаголании несть спасения» – формулу эту можно с пользою взять на вооружение духа. И важно решить, для кого говорить: для себя и собственного удовольствия или для слушающего, исходя из его нужд и интересов. Если думать не о себе и своем желании поговорить, а о собеседнике, словоизвержение сократится намного. Многоговорящие или не думают о тех, с кем говорят, или же не вкладывают в свои слова энергии сердца. И зачем много слов, когда огни в действии. О культуре речи придется много сказать, ибо не понимают любители поговорить, что этот дар эволюции заслуживает самого серьезного и вдумчивого отношения. Но как бы то ни было, но ученик должен являть сдержанность речи и не произносить ни одного лишнего слова. Эта сдержанность научит контролю как над словами, так и над мыслью. Сдержанность касается не только слов, но и чувств человека. Как важно, как неотложно важно научиться ими владеть! Ведь овладение чувствами означает овладение своими огнями. Не двинуться дальше, собою не овладев. Как же иначе накапливать Агни? Пустые оболочки даже и не дают себе труда подумать о том, что их опустошило. Накопившими и собравшими Хочет видеть Учитель своих учеников. В действительной помощи людям израсходованная психическая энергия восстанавливается быстро и растет при отдавании, но безответственное разбазаривание драгоценной силы недопустимо.

     

 

Сдержанность силы

 

Гр.А.Й. 1954 г. 235. Светоносец всегда дающий. Вот почему так нужен контакт с Владыкой, чтобы не оскудеть духом. Своих собственных сил не хватит. Их не может хватить на соприкосновения с различными и пустыми сознаниями. Но Солнце тоже дает. Будьте, как Солнце. И, давая, храните связь с Учителем непрерываемую. Расхищение сокровищ своего духа окружающими людьми часто недопустимо. Надо себя охранять, кругом ауры замкнувшись и усилив заградительную сеть. Холод сдержанности и замкнутости тоже постоянно защищает. Но самая мощная защита – это равновесие утвержденное. Стойте недреманно на страже равновесия духа. Это защита прочная. Лучше все потерять, сохранив равновесие, чем выиграть все, утратив его. Утрата равновесия делает человека пустой шелухой и жертвой любого постороннего воздействия. Потому Говорю и Предупреждаю: «Храните равновесие духа, храните любою ценой».

 

Гр.А.Й. 1954 г. 52. …Первым условием укрепления воли является отправление каждого действия не вопреки, но с санкции воли. Лучше ошибаться в силе, чем утопать в бессилии разлагающем. Полагают силу воли в агрессивности действия, но это неверно. Сила сдержанная, или аккумулированная, или собранная для действия, воздействует мощью своего потенциала даже тогда, когда действие и не явлено. Не всегда нужно внешнее действие, чтобы проявить мощь воли. Молчаливое воздействие воли, идущее через мысль, часто сильнее внешних форм ее уявления.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 475. (Сент. 18). С одной стороны, обязанность ученика светить там, где темно, и насытить алчущих духом, с другой, необходимость сдержанности и указание, чтобы ларец оставался закрытым. Надо найти золотую середину между двумя полюсами и не позволять превалировать ни одному. И испытания даются только для того, чтобы выяснить точно, где тот предел, дальше которого даяние будет во вред и получающему, и дающему. Вопрос раздачи духовных сокровищ сложен необычайно.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 412. (Авг. 5). Накопленный огонь в виде Сокровища Камня в Чаше уносит с собой человек в Миры Высшие, и он верно служит ему там, где без огня человек – ничто. Так, контролируя каждое движение свое, может знать собирающий огненную мощь, приумножает он ее или расточает. Недопустима исчерпанность действий, ибо такие бесконтрольные, распущенные и бессмысленные действия страшно опустошают сокровищницу. В каждом действии должен быть сохранен неприкосновенный запас энергий, не подлежащий выдаче, ибо в противном случае неизбежно растерзание сознания обстоятельствами или людьми. Потому сдержанность в действиях, требующих больших затрат психической энергии, является чрезвычайной, нужной, важной и необходимой. Люди растрачивают себя необузданными действиями. Оберегитесь всеми силами от явления исчерпанности действия, когда поникает заградительная сеть и человек уподобляется выжатому лимону. Дайте людям часть сокровища энергии, крепко держа Камень в руках. Дается свет Камня, но ни в коем случае не сам Камень – в этом вся разница. И свет, и тепло можно давать, но только не кристаллы самих отложений. Не забудьте, что собранность сознания, сдержанность и спокойствие будут охранителями Сокровища Камня. Он очень нужен в долгом пути во всех мирах. Время найдите наинужнейшему уделить. Даже при мысли о ней усиливается и растет психическая энергия. Даже упоминание огня увеличивает его приток магнитно. Даже мысль о Сокровище заставляет Камень сиять и светиться. Носители Камня осознают его мощь. Нет тех денег на Земле, за которые его можно было бы купить. С мыслью о Сокровище засыпайте, с мыслью о нем просыпайтесь и помните, что ваша задача – его приумножить.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 650. В свете возросшего и расширяющегося понимания вещей можно снова вернуться к методам накопления Агни. Сдержанность хороша, но сдержанность сознательная, расходующая энергию под постоянным контролем и выдающая ее всегда меньше, чем это делается при бесконтрольной выдаче, приводящей к исчерпанности. Состояние исчерпанности недопустимо. Она вызывает жалость и очень неубедительна. Лучше совсем промолчать, чем допустить явление исчерпанности. 

 

МО-2, 13. Не нужно сдерживать силу, когда дух знает, в чем оружие.

 

Община, 147. Хотим видеть вас стойко побеждающими. Каждая победа учит сдержанности, но эта сдержанность трепещет полетами. Не бойтесь больших определений и, отправляясь на подвиг, скажите, чтоб приготовили пищу на завтра. Идущий на подвиг должен идти, как на колокол труда. Устремленному достаточна самая тонкая поверхность. Устремитесь! 

 

Гр.А.Й. 1955 г. 276. (Май 26). Люди склонны пожирать чужую психическую энергию и вампиризировать, если чувствуют запас ее в ком-то. Кто-то расточает ее, нарушая законы равновесия и сдержанности. Отдавать энергию свою такому сознанию равносильно тому, чтобы лить воду в решето: сколько ни налей, все будет мало. Потому Учитель, исцеляя, Говорил: «Иди, и более не греши», то есть не нарушай закона, ибо в противном случае целение бесполезно, так как в конце концов свободная воля человека снова вызовет те же результаты. Помогая, следует указать на то, как избежать нежелательных следствий, болезнь приносящих. Учитель обычно Помогал тем, кто был способен воспринять эти указания, иначе выдача энергии равносильна помощи пьянице: пропьет все равно, сколько ни дай. Но помогайте всегда, везде и во всем: ведь можно помогать мыслью, и это не требует того усиленного расхода энергии, которого требует непосредственное или на расстоянии лечение. Будьте осмотрительны в выдаче энергии расточителям ее. Не для того учились.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 420. (Авг. 8). Нельзя раздавать бездумно или долго соприкасаться с людьми, не пополняя запаса расходуемой энергии. Энергия Света, хотя и невидима глазу, однако подлежит тем же законам накопления, сохранения и отдачи, как и всякая другая энергия. Обращение с огнем требует умения и заботы. При бездействии он тухнет. При переотдаче, то есть перерасходе, убывает и уменьшается в силе, делая человека беспомощным и беззащитным. Огненный режим, или режим правильного содержания психической энергии, есть условие обладания ею. В этом отношении постоянная настороженность особенно нужна и необходима. Зоркость подаст знак, когда выдача достигает нормы, дозволяемой законом. Нечего беспокоиться об этом тем, кому нечего давать. Но носители Света, огненосцы, помнить об этом должны. Многие, не озаботившиеся дозором, погубили себя и сожгли свое тело. Не заслуга быть растерзанным психически своими почитателями. Ведь не только им, но и другим нужен свет огненосца. Христос Уходил от людей в пустыню, когда нужно было пополнить запас израсходованной энергии. Но не везде есть пустыни и не всегда можно уйти. Указую: молчание, одиночество и усугубленная сдержанность в выражении себя при соприкосновении с людьми много может помочь. Значит, когда молчание и одиночество невозможны в силу условий, сдержанность будет защитной броней, под прикрытием которой возможен процесс накопления энергии огненной. Конечно, сдержанность эта сочетается с равновесием и спокойствием. Советую обратить особое внимание на накопителей психической энергии.

 

ПЕИР 17.05.1939. Храните спокойствие, запасайтесь терпением. Знаю, что перед новой ступенью особенно трудно сдерживать себя, но в терпении вся удача. Нетерпением можно многое отдалить и испортить. Удача в знании срока. Мужество и спокойствие нужны сейчас всем.

     

 

Сдерживая хаос…

 

ПЕИР 7.05.1938. Вы найдете самые нужные слова и для омраченного непониманием и горем сознания сотрудника, и для многих нуждающихся в своевременном сердечном напоминании о великой бережности. Пусть сердце каждого почует то несказуемое напряжение, в котором находится Иерархия Света, сдерживая натиск хаоса, вызываемый силами тьмы. Упоминаемый кровавый пот этих Самоотверженных Дозорных не есть метафора или гипербола, но суровая действительность. Потому приложим все уменье наше, чтобы не отяжелить непомерную Ношу Того, Кто стоит на несменном Дозоре.

 

МО-1, 514. Действительно, человечество представляет как бы цемент планеты, оно помогает сдерживать части, угрожаемые хаосом. Мир ненаселенный легко распадается, но не гордиться должен человек такому поручению, он должен чувствовать себя стражем на дозоре. Действительно, лишь тот, кто вооружен доспехом Агни, может тем полнее выполнить свое назначение. Агни не должен быть в состоянии бездеятельности. Стихия Огня самая действенная, самая быстрая, пространственная, явленная среди напряжения мысли. Разве не мыслью бережет человек свою планету? Самые ценные вещества создаются мыслью. Сопоставьте дыхание мысли с бессмыслием. Утверждаю, что люди могут составить мысленное сокровище, которое в ритме с Космосом даст Новую Эру. 

 

Гр.А.Й. 1954 г. 192. Указую силы духа собрать, чтобы сдержать натиск Хаоса. Стихии в состоянии Хаоса тяжко воздействуют на состояние человека, ибо человек состоит из сочетаний стихийных элементов земли, воды, огня и воздуха. Находясь в неуравновесии вовне, они стремятся такое же неуравновесие внести и вовнутрь. «И Приказал ветрам утихнуть» – так повелевает стихиями и приводит их в равновесие тот, кто внутри себя утвердил равновесие и подчинил их своей воле. В этом смысл овладения собой. Стихиями можно управлять, но прежде победив их в себе.

    

 

При переходе в Тонкий Мир

 

Гр.А.Й. 1969 г. 160. (Март 14). Деятельность во сне, в Тонком Мире, постепенно будет вспоминаться все полнее и полнее и приобретать стройность. Настроенность сознания перед сном дает духу направление, и получает логическое развитие то, что крепко утверждено в понимании и принято как непреложность. Учение, хорошо усвоенное, помогает ориентироваться во многих положениях, и то, что обуздано и сдержано в бодрствующем состоянии, не будет беспокоить во сне. Сон – очень интересное явление, полное самых широких возможностей, но надо что-то знать, чтобы действовать целеустремленно. И, когда во сне человек начинает жить сознательной жизнью, орбита его существования расширяется на одну треть, вдобавок к жизни земной. Ведь во сне человек проводит одну треть своей жизни.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 282. (Май. 7). Воздержание от действия в некоторых мыслях наяву влечет за собою такую же сдержанность, или обузданность, в действиях и во сне. Процесс обуздания и очищения мысли можно усилить и вновь наблюдать результаты. Каждое овладение тем или иным порядком мыслей безусловно полезно. Ведь мысль обуздать труднее всего. Можно легко отказаться от определенных поступков, но важнее гораздо в мыслях желание их искоренить. Ведет мысль.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 552. (Нояб. 1). Сдерживая чувства свои, не давая им выявляться внешне, огненную силу концентрируете внутри. Потому сдержанность будем понимать особо. Всеми мерами, всеми способами будем приумножать огненную мощь. Так и пойдем через жизнь, силы свои умножая. И кто или что может помешать вам собирать Свет? Это и будет путем восхождения, ибо Свет сгущенный, кристаллизованный внутри, подобно легчайшему газу, возносит сферу микрокосма человеческого в Высшие Сферы. Создается магнит притяжения к Наивысшему. 

 

Гр.А.Й. 1969 г. 613. (Дек. 6). Мы Придерживаемся метода практического и наглядного обучения. Он способствует лучшему запоминанию. Ведь столько разнообразных сведений надо удержать в памяти. Легче всего это делать, практически применяя получаемый материал в жизни текущей. И, хотя все применить невозможно, все же то, что приложено на практике, остается навсегда. Этим путем идет собирание действительных ценностей духа, чтобы было что с собой принести в Мир Надземный, где каждая крупица знания приобретает особо важное значение. Если кто приходит туда ни с чем, то там ему делать нечего. В этом случае надо снова идти на Землю, чтобы накопить материал для приложения в Тонком Мире. Но тот, кто накопил, щедро пожинает от труда своего. Ведь там жизнь – по сознанию. И сознание, расширенное знаниями и накоплениями, живет там полной и яркой жизнью. И поэтому особую ценность имеет духовное богатство, относящееся к вещам непреходящим… Земные качества сдержанности и спокойствия в Мире Надземном более нужны, чем на Земле. Земную жизнь вообще можно рассматривать как подготовление к послесмертному существованию.

 

ПЕИР 19.08.1946. Святые и мудрые люди всегда советовали остающимся сдерживать свое горе по ушедшему, чтобы тяжкие флюиды не доходили до спящего и не тревожили его радостных переживаний.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 300. (Июнь 6). Теряя близкого человека, один может допустить чувство неистового отчаяния, другой, глубоко страдая, быть хотя бы внешне спокойным. Так что какую-то степень обуздания себя и сдержанности все же всегда можно явить, и особенно в тех делах, которым своими переживаниями помочь невозможно. К чему бесцельные терзания? Горе о близком понятно, но терзания о том, чему помочь нельзя, бессмысленны. Так научимся неизбежное встречать стойко, зная, что эмоциями делу не поможешь. То, через что надлежит пройти, пройти все же придется, несмотря на нежелание и боль. Неизбежное лучше встретить достойно. Таким образом, если жизнь ставит в условия, от которых нельзя освободиться, следует пройти через них мужественно и стойко.

    

 

Строфы из «Дхаммапады»

III. Глава о мысли

Перевод с пали, введение и комментарии В.Н. Топорова. Отв. редактор Ю.Н. Рерих

 

35

Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, – благо. Обузданная мысль приводит к счастью.

 

36

Пусть мудрец стережет свою мысль, трудно постижимую, крайне изощренную, спотыкающуюся где попало. Стереженная мысль приводит к счастью.

 

37

Те, которые смирят свою мысль, блуждающую вдалеке, бредущую в одиночку, бестелесную, скрытую в сердце, освободятся от Мары.

 

38

У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинной дхаммы, чья вера колеблется, – мудрость не становится совершенной.

 

42

Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.

 

43

Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать еще лучшее.

 

 

ХVII. Глава о гневе

 

221

Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме.

 

222

Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные – просто держат вожжи.

 

223

Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе – добрым, да победит он скупость щедростью, правдой – лжеца.

 

224

Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, – пусть о немногом, – дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.

 

225

Мудрецы, которые никого не обижают, чья плоть всегда смирена, идут в неизменяемое место, и, придя туда, они не страдают.

 

226

У тех, кто постоянно бодрствует, денно и нощно учится и стремится к Нирване, исчезают желания.

 

231

Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всем, что касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен телом.

 

232

Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всем, что касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен словом.

 

233

Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всем, что касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом.

 

234

Мудрые сдержаны телом; они также сдержаны в слове; мудрые сдержаны умом; они поистине во всём сдержаны.

 

…………………………………………………….

360

Сдержанность зрения – хороша, сдержанность слуха – хороша, сдержанность обоняния – хороша, сдержанность языка – хороша.

 

361

Сдержанность тела – хороша, сдержанность речи – хороша, сдержанность мысли – хороша, сдержанность во всем – хороша. Бхикшу, сдержанный во всем, освобождается от всех печалей.

 


 

1 Грани Агни Йоги. 1969 г., § 90. (Фев. 12).

2 Аристотель. Никомахова этика / Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.87.

3 Грани Агни Йоги. 1954 г., § 27.

4 Письмо Елены Ивановны Рерих от 11.02.1930.

 

 

Начало страницы