Сообразительность

 

С.Н. Рерих. Весть (1953)Сообразительность – духовно-познавательное качество человека, означающее быстрое понимание, подвижность и гибкость мышления, яркое проявление чувствознания. Оно свидетельствует о немалом жизненном опыте человека, успешно соединяющем накопленные знания с умением приложить их в разнообразных обстоятельствах жизни. Сообразительность по своей природе нешаблонна и нестандартна.

Следует чётко отличать это качество духа от хитрости и лукавства низшей природы человека, одним из ясных критериев распознавания последней будет корысть и иные нечистые побуждения. Ограниченность сознания лично-эгоистическими интересами и желаниями сковывает его, затемняет ясность и широту понимания, ориентации и применения знаний и советов в изменяющейся практике жизни.

 

 

Близкие понятия: духоразумение, чувствознание, соизмеримость, проницательность, прозорливость, находчивость, дальнозоркость духа, творческая созидательность, чуткость, восприимчивость, внимательность.

 

Противоположные понятия: хитрость, лукавство, тупость, ограниченность, догматичность, неподвижность мышления, грубость, нетерпимость, равнодушие.

 

 

МО-1, 245. В сотрудниках вы цените сообразительность, совершенно также и по всей нити Иерархии. Никакое знание не дает огненную сообразительность, накопленную многими опытами. Нельзя написать, что можно и что нельзя для всех случаев жизни. Одно знание есть лишь смертельная опасность, но применение его есть искусство огненное. Потому так ценим скорую сообразительность; то чувствознание, которое шепнет, когда не следует повернуть ключ в замке. Кто накопил такое чувствознание, не станет предателем ни сознательно, ни косвенно. Выдать ключ не по сознанию – значит уже предательствовать. Не заметить лукавство или подделку – значит не быть сообразительным. Не много стоит сообразительность лишь на другой день. Такое соображение не удержит над пропастью, но как должно быть чутко накопление сообразительности! В каждой школе должно обучать накоплению быстрого мышления, без него как пройти сквозь пламя?!

 

МО-1, 254. По сознанию говорить – значит уже быть на высокой ступени. Различные догмы особенно вредны тем, что они дают неподвижную формулу, не считаясь с уровнем сознания. Сколько отрицаний, сколько гнева и смущения происходит лишь от степени сознания! И не только степень, но настроение сознания так часто является решающим. Довольно говорилось о вреде раздражения, которое туманит сознание, но и помимо этого главного врага нужно помнить о всех малых отвлечениях мысли. Нужно приучиться нести основную мысль бытия незатемненно. Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по сознанию, тогда начнется истинная эволюция. Невозможно разделить человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим, как некоторые дети нуждаются в слове возмужалом, и пожилые люди, иногда государственного положения, могут уразуметь лишь детские соображения. Не для таких детей Царство Небесное! Новое сознание не придет от механических формул. Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Не легко это, но составляет прекрасное упражнение для сообразительности. Значит, тоже относится к огненным занятиям.

 

Община, 213. Скажите лицемерным созерцателям: «Если созерцание есть напряжение энергии и накопление прыжка, то Лев мог завещать такое действие. Но если созерцание есть леность и равнодушие, то невозможно представить это позорное времяпрепровождение как великий Завет».

Много надо убрать с пути. Нужно проверить каждое укоренившееся явление. Мы привыкли признавать случайные пни за путеводные вехи, но, как достойные члены разумного общества, все ответственны за каждый нелепый пережиток. Нельзя считать себя жертвой общественного неразумия. 

Нельзя успокоиться на мысли, что он где-то виноват. Лучше трезво исчислить свои попустительства. Лучше без кривой улыбки сообразить, что можно исправить от сегодня, и проверить качество каждого своего действия. Причем следует начать проверку с самого обыденного. Не слишком ли долго спал? Как говорил с окружающими? Не отложил ли спешную работу? Не сказал ли ложные сроки? Не забыл ли заботливость об Общем Благе? Так переспрашивайте себя без лицемерия.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 79. Щит духа крепнет от получаемых вражеских ударов. Враги учат лучше, чем друзья. Будем радоваться врагам, ибо они обострят у нас зоркость, находчивость и сообразительность. И там, где неопытный мимо пройдет, ничего не заметив, сознание, обостренное опытом вражеских нападений, много увидит и защитит дела, и друзей, и себя. Умеют враги посылать дымовую завесу, мешающую увидеть действительное положение вещей. Но тот, кто опыт имеет, не допустит ввести себя в обман ничем. Там, где доверие попрано было, там надо особую зоркость явить.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 12. Друг Мой, жизнь не так проста, как кажется. Ее узоры не всегда возможно предусмотреть. И если даже пророчества не исполняются, то что же можно сказать об обычных прогнозах и построениях. Подвижность Плана обуславливается этой сложностью жизни. Важно знать главное направление эволюции и к нему прилагать свои силы, сообразуясь с условиями места и времени и характером момента. Правильное действие можно явить в любых условиях. Потому всякое уклонение от него будет ошибкой. 

 

Иерархия, 67. Можете производить один из самых полезных психических опытов. Если примете все предуказания Наши и вам покажется, что нечто указанное или не исполнилось, или претворилось помимо ожидания вашего, то немедленно сделайте исследование самого Указа, прилагая слова в обычном человеческом понимании. Затем припомните все случившиеся обстоятельства и сообразите все помыслы, ваши собственные огорчения, раздражения и все прочие случайности и оплошности. Очень значительно наблюдать, какие события имеют значение на космические волны. Можно видеть, что наша человеческая тяжесть, хотя бы многовесная, не сравнится часто с самою малою мыслью. Таким путем можете наблюдать, насколько сфера психическая имеет свои законы, не касаясь наших трех измерений.

Начав наблюдения эти, можно прийти к ценным выводам, которые, собранные вместе, принесут большую пользу человечеству. Ибо теперь настало время особо острого приложения законов психических. Нужно собирать в чашу терпения все начертания и помнить, что каждое условие климата и давлений атмосферических также имеет глубокое влияние на законы психики. Будем применять самые точные весы для взвешивания наших мыслей и будем помнить, что каждое окисление металлов оказывает влияние на характер и качество мыслей. Также дым и перегар старых материалов или мяса всегда вредны. Не забудем, что пыль всегда, как части разложения, всасывается в поры тела. Так будем спокойно отмечать все подробности жизни не для самооправдания, но для исследования природы нашей и принятия мер к совершенствованию.

 

МО-1, 248. При опытах посылки мысли можно заметить насколько мысль, пришедшая извне, скользит по мозгу. Одним из свойств огненной энергии будет стремительность соответствия с природою Огня. По той же причине трудно удержать в памяти сообщение извне. Не следует себя винить в этой огненной привычке, но нужно наблюдать свойства Огня. Сообразительность, конечно, помогает, но нельзя удерживать в земных условиях огненные касания. Не только трудно запомнить мысли извне, но также трудно разделить многие одновременные посылки. Но и в таком случае нить Иерархии помогает, ибо одно крепкое устремление как бы настраивает на весь лад.

 

ПЕИР 8.11.1948. Очень мне хочется, чтобы Вы, родные, нашли помещение в указанной части города. Пусть находчивость будет проявлена, пусть никакая очевидность не затуманит зрения. Почти всегда все помещения и некоторые вещи я находила согласно Указаниям, и нужно было проявить сообразительность и все внимание. Не знаю, помните ли Вы, как, будучи еще в Лондоне, я хотела найти красивые кожаные конвертики для нас четверых и один для Шклявера, чтобы хранить в них любимые Изречения и всегда носить при себе. На мою мысль – где бы найти получше? – Дана была улица, Даны были номера домов от 40-го и выше и еще четыре буквы, сначала одна буква «U», а потом «far». Подивилась странной фамилии. На следующее утро я отправилась на поиски. Мне представился кожаный конвертик, потому, естественно, я стала искать магазин кожаных изделий, но в указанной части улицы таких магазинов не оказалось. Огорченная такой неудачей, я решила в последний раз остановиться на противоположной стороне улицы и оглянуть все дома – нет ли где такого магазина на втором этаже? И вот, когда я встала на углу, мое внимание было привлечено большим магазином, в широком окне которого рядами стояли зонтики, тросточки, стэки* и т.д., но внизу под зонтиками были положены два-три небольших ошейника; в ту же минуту огромная маркиза** стала медленно разворачиваться и спускаться над этим окном, и я увидела огромную букву «U», сердце мое затрепетало, и дальнейший оборот открыл все слово «Umbrella***. Я стала ждать, не появится ли где и «far», и, действительно, развернулось большое «L», а за ним и все остальные буквы «afar»; итак, все знаки были найдены: одна буква в начале одного слова и три другие в середине нового слова – Lafarge. Немедленно я направилась в магазин; увидев в шкафах за стеклом бесконечные ряды зонтиков, я немного смутилась, и, когда продавщица подошла ко мне, я немного смущенно объяснила ей, что хотела бы иметь пять кожаных конвертиков. Ответ был, что, кроме небольших ошейников, других кожаных изделий они не держат. Но я уже заметила под стеклом на прилавках недурные шелковые вечерние сумочки и, цепляясь за последнюю возможность, спросила ее: «Но, может быть, Вы можете предложить мне что-либо подходящее из другого материала?» На это она вдруг точно бы вспомнила и сказала: «Ах да, вчера из Парижа нам прислали несколько шелковых вещиц» и, подойдя к витрине, стоявшей посреди магазина, вытащила оттуда очаровательный конвертик нужного мне размера, из чудесной шелковой ткани с восточным рисунком Бодхисаттв, держащих огненную чашу, и орнаментом из птиц и цветов, все это было прекрасно отделано тонким золотом на парчовой подкладке. Я пришла в восторг и подумала – вряд ли имеется второй такой же. Но, к моему изумлению, она достала мне еще три точно таких же, сказав: «Это все, что я имею». В восторге я заплатила изрядную сумму за чудесно найденные конвертики и сказала ей: «Конечно, пятый конвертик мог бы быть и не таким нарядным и дорогим». Она пошла в соседнее помещение за тонкой бумагой и коробкой, чтобы завернуть конвертики, и вернулась с улыбкой: «Сударыня, Вы настоящая счастливица. Ища свободную коробку, я нашла в одной, среди всякой дряни, такого же размера конвертик из серой замшевой кожи. Не пригодится ли он?» Можете себе представить мою радость, я имела все, что мне было нужно! Этот замечательный эпизод неизгладимо запечатлелся в моей памяти. Кто знает, может быть, и теперь произойдет какая-то неожиданность с нахождением помещения!

 


* Sticks (англ.) – трости, палки.

** Маркиза – навес, конструкция для затенения разнообразных уличных объектов (витрин, оконных проёмов, террас).

*** Зонты (англ.).

 

 

* * *

 

Надземное, 436. Урусвати знает, что вибрационное лечение весьма индивидуально. При множестве существующих вибраций невозможно предписать их употребление, необходим путь опыта на основании трех пособников: один из них будет ясновидение, другой – помощь маятника жизни и третий – указание пациента под гипнозом. Только при таких пособниках можно нащупать нужные вибрации. (…)

Я употребляю особый Наш аппарат, который Урусвати видела, но для этого требуются особые условия, недоступные врачам. Но из этого не следует заключать, что применение вибраций невозможно. При всех условиях только потребуется от врача особая сообразительность и подвижность. Он может заметить, что нужнее применить переменный ток, и тогда он должен быстро найти дополнение. Также он должен понять, когда приложим охлаждающий ток или самый горячий. Не нужно ошибаться в токах, иначе будут нежелательные следствия.

Также нужно иметь в виду, что при эпидемии, о которой мы говорили, могут быть очень ускоренные симптомы, и нужно уметь усмотреть их. Также не следует применять сильных вибраций при недостаточной опытности. Каждое новое применение необходимо проверить на малых неопасных заболеваниях. Также нужно проверить, который их трех пособников приложим. Ведь они применяются и воспринимаются индивидуально.

Урусвати много раз ощущала Наши вибрации. Она знает, насколько они разнообразны, и время их применения тоже различно. Они могут быть очень приятны, но иногда и трудны. Так могут они усилиться при полном доверии.

 

Начало страницы