ruenfrde

Эскиз костюма стряпухи к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт»

1912 г.

Бумага на картоне, темпера, гуашь, карандаш. 24.5 × 15.5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

1912 год – время самой напряжённой работы Н.К. Рериха в области театрального искусства. В этот период Николай Константинович в качестве художника-декоратора участвовал в работе над спектаклями «Весна священная», «Тристан и Изольда», «Снегурочка». Для постановки Московского Художественного театра «Пер Гюнт» Н.К. Рерих разрабатывал декорации и костюмы персонажей. Многоплановый характер драматической поэмы Ибсена, соединившей прозаическую действительность с поэтической легендой, заставил создателей спектакля обратиться к музыке Грига и «музыкальной красочности Рериха».

Работая над костюмами, художник буквально «вписывал» их в создаваемые им же сценические пейзажи, таким образом позволяя найти пластическое решение противоречия между невероятными красотами мира и неприглядными поступками героев поэмы. Леонид Андреев писал о рериховском «Пер Гюнте»: «Такой Норвегии никогда не видел путешественник... Но очень возможно, что именно такую Норвегию видел в мечтах своих поэт, фантазер и печальный неудачник Пер Гюнт – Норвегию родную, прекраснейшую, любимую. Здесь как бы соприкасаются чудесный мир Рериха и старая, знакомая земля – и это потому, что все люди, перед которыми открылось свободное море мечты и созерцания, почти неизбежно пристают к рериховским «нездешним» берегам».

Персонаж стряпухи, созданный художником, воплощён в образе немолодой рыжеволосой женщины, одетой в яркий сарафан и праздничную рубаху. На её румяном лице сияет улыбка, голова слегка наклонена к плечу. Она стоит, подбоченившись, держа в правой руке деревянный черпак, а в левой – расписной горшок. Художник изобразил рядом ещё один символ её профессии – огромный кухонный нож с дорогой наборной рукоятью. (roerich-heritage.ru)

 

 

Начало страницы