ruenfrde

Гималаи. Эверест

1938 г.

Холст, темпера. 47 x 79,5 см.

Государственный музей искусства народов.

Востока Москва, Россия

 

Художник многократно изобразил величайшую вершину мира. На данной картине мы видим снежного исполина на фоне нежно-багряного с золотом неба. В переходное время суток – от ночи ко дню и наоборот, холодный воздух не позволяет испаряться влаге с вершин и над Эверестом нет ни облачка. Художник очень любил ранние часы, перед восходом солнца и часто изображал их на своих картинах. Синие тени ложатся на белоснежные снега глетчеров и окружающих вершин, и лишь кое-где розовые лучи солнца подсвечивают снега. (roerich-heritage.ru)

 

Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким (1924). Рига: Виеда, 1992.

Помимо Эвереста пятнадцать вершин гималайской цепи превосходят Монблан. Если от реки Великий Рангит осмотреть все подступы до снеговой черты и все белые купола вершин, то нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе – особое зовущее впечатление и величие Гималаев – "Обитель снегов".

 

В сторону восхода вершины сливаются в стену сплошную. Зубчатый бесконечный хребет священного ящера. Трудно догадаться, что именно там притаились снежные перевалы Джелап-ла и Нату-ла по дороге на Шигацзе и Лхасу. Туман особенно часто закрывает этот путь.   (…)

 

Лама изумился желанию чужеземцев непременно подняться на вершину Эвереста. «Зачем принимать столько трудов в земном теле? Не проще ли побывать там в духе?» Ламы легко выделяют астральное тело, которому, конечно, любая высота не является препятствием.

 

Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, XII. Тибет (1927-1928).

Около Тингри-дзонга показался Эверест во всей его сверкающей красоте.

 

Рерих Н.К Священная Земля / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996..

В торжественном величии Гималаев сокрыт источник, давший драгоценное учение всем народам. В каждой стране по-своему говорят о нем, как о Священной Земле, или Обители Мудрости. И Индия, родина Благословенного, знает о древних Риши, укреплявших свой дух среди этих удивительных мест.  (…)

В святых пещерах Кайласа – преддверье чудес. Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этим высотам самые звучные и поэтические названия: «Канченджанга» (Пять сокровищ великих снегов); «Джомо-кангкар» (Королева белых снегов), известная как Эверест; «Джо-мо Лха-ри» (Божественная вершина королевы); «Канг Ринпоче» (Драгоценный снег), известная как Кайлас; «Ночин Канг занг» (Благословенные снега Дэв); «Гон-по-ри» (Вершина Покровителя). Люди, вдохновленные всем героическим и прекрасным, дали им такие звучные имена. От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях.

 

Рерих Н.К. Свет пустыни (Листы экспедиции) / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996..

Вдали подымаются белые сверкающие вершины. Это Гималаи! Они кажутся не так высоки, потому что мы сами стоим на больших высотах. Но как белы они! Это не горы – это царство снегов! «Вон там Эверест» – говорит проводник.

 

Рерих Н.К. Торнадо / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.

Теперь — эпидемия переименований! Даже хотели пе­реименовать Эверест, упуская из виду, что гора находится в Тибете и имеет исконное тибетское название: «Джомо Кангкар» («Владычица Снегов»). Красивое имя.

15 апреля 1947 г.

 

 

 

Начало страницы