ruenfrde

Кострома. Терем бояр Романовых. (Ипатьевский монастырь. Терем царя Михаила Федоровича)

"Памятники русской старины" (1903-1904)

1903 г.

Дерево, масло. 40,7 x 31,7 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Архитектурные этюды

В 1903–1904 годах Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной Рерих посетил более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Изборск, Псков и др.

«Поездка по Старине» – так назвал это путешествие Н.К. Рерих. Во время путешествия был создан цикл «архитектурных этюдов», которые были восторженно восприняты русским обществом. Многие из этих этюдов были воспроизведены на открытках издательства Общины св. Евгении.

«…Архитектурные этюды» слишком скромное и, поэтому, неверное заглавие для многообразного и величественного зрелища достопамятностей отечественной старины, запечатленных на холсте широкой и свежей кистью, выразительно обобщающей и тонкой в передаче того легкого и благостного покоя и света, коими так сильны все памятники древнего искусства. Было бы хорошо назвать эту сюиту «Пантеоном нашей былой славы», «Российскими Елисейскими Полями»… (С. Эрнст «Н.К. Рерих»).

Писатель Сергей Маковский отмечал: «Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей архитектуры... На его холстах монастыри, крепостные башни и соборы – окаменелые легенды древности... Рерих сумел написать не только их ''реальную'' внешность. Он написал их поэзию, их древнюю душу...».

Восхищение художника Н.К. Рериха шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Пораженный красотой увиденного во время своего путешествия, Рерих вдохновенно обратился к культурной общественности с призывом «узнать и полюбить Русь». И сам он с неиссякаемой энергией включился в борьбу за охрану памятников старины.

По материалам сайта: http://www.roerich-izvara.ru/news/2021

 

Начало страницы