ruenfrde

Смоленск. Башня

"Памятники русской старины" (1903-1904)

Встречается другое название: "Смоленск. Башня Орёл"    

1903 г.       

Фанера, масло. 39 x 30,5 см.    

Государственный музей искусства народов Востока.    

Москва, Россия.

 

Путешествуя по древнерусским городам западной и центральной России, Н.К. Рерих запечатлел на полотнах памятники древнего зодчества. Часть этюдов архитектурной серии Рериха посвящена смоленским памятникам. Смоленск – центральный пункт сообщения между Древней Русью и Западной Европой; известен с Х века. По приказу Бориса Годунова был окружён стеной, превращённой впоследствии в военную крепость при Петре Великом. В Смоленске художник посвятил своё время изучению и запечатлению знаменитых смоленских стен.

На этюде круглая башня занимает всё пространство. Мощная, толстостенная, она кажется вместе с тем лёгкой из-за заливающего её солнечного света. (roerich-heritage.ru)

С горьким сожалением и озабоченностью о сохранности памятника Рерих писал в своей путевой книжке: «Смоленские стены. Про смоленские стены много говорят. Теперь уже можно надеяться, что сооружение Бориса не будет уничтожено, хотя, конечно, восстановление стен и башен в первоначальном виде в мечтания входить не должно. Но если нельзя трогать самих стен, то не запрещено из древних рвов и валов вывозить песок. Вынуть из-под стен почву, а остальное... само время доделает. Вместо чудесного исторического пейзажа – разоренье, а рядом масса песчаных косогоров. Пора уже не только не губить самый памятник, но и не делать гадостей около него».

Начало страницы