ruenfrde

Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого

"Памятники русской старины" (1903-1904)

Church of Nikola Mokry.

1903 г.        

Фанера, масло. 31 х 40 см .    

Государственный музей искусства народов Востока.    

Москва, Россия.

 

О церкви Николы Мокрого читаем в путевой книжке художника: «По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля» (Из путевой книжки художника Н.К. Рериха). Этому памятнику старины Рерих посвятил несколько работ, на которых изображены вход, интерьер и портал церкви.

 

На берегу реки Которосли внимание Рерихов привлекает один из живописнейших ансамблей XVII века – церковь Николы Мокрого. При ее строительстве были использованы лучшие достижения ярославского зодчества предшествующего времени. По плану и композиции храм близок к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в колокольне повторены формы звонницы Ильи Пророка, а рисунок наличников ее слуховых окон восходит к колокольне церкви Рождества Христова. Фрески изображают события жития Николы, на западной стене – сцены Страшного суда. Красива гамма красок, построенная на сочетании охристо-желтых тонов и голубца с малиново-розовыми пятнами киновари.

«По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля», – писал о храме Николай Константинович, называя его очень поэтично – «чудесный седой Никола Мокрый».

Правда, Рерихам так и не удалось полюбоваться фресками XVII века: «Внутренность уже перемарана исказителями», – отметил Николай Константинович в своей записной книжке. Тем не менее что-то все-таки остановило взгляд художника, и он написал картину «Интерьер церкви Николы Мокрого». К сожалению, следы ее затерялись в Соединенных Штатах, а вот картина «Вход в церковь Николы Мокрого» в 1970-х вернулась на родину и сейчас выставлена в Государственном музее Востока. На ней изображено небывало пышное керамическое убранство храма, которое, собственно, и принесло церкви Николы Мокрого мировую известность. Еще лучше оценить это изразцовое кружево позволяет фотография, сделанная Еленой Ивановной Рерих и впервые опубликованная в журнале «Зодчий» (№ 26, 1904). Впоследствии ее поместила на своих открытках Община Святой Евгении и в дальнейшем фотография входа в церковь Николы Мокрого неоднократно воспроизводилась в различных изданиях, как посвященных жизни и творчеству Н.К. Рериха, так и рассказывающих об истории г. Ярославля. (ivorr.ru)

 

Н.К. Рерих. Тихие погромы / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3: 1907–1909. СПб., 2006.

Пишут горестные письма и ведут показать, как чудесного седого Николу Мокрого в Ярославле сейчас перекрашивают снаружи в желтый цвет, да еще масляной краской. Причем совершенно пропадает смысл желтоватых фресок и желтовато-зеленых изразцов, которыми храм справедливо славится… Никто, сколько-нибудь имеющий вкус, не может вынести, чтобы белого Николу с его чудными зеленоватыми изразцами обмазали последствиями холеры.

По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного…

Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов?

Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной. Это страшнее всего и больше всего подлежит наказанию.

 

Маковский С. Народная сказка в русском художестве / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902-1906. СПб., 2005.

Что за фантастические привидения – эти забытые великаны русского зодчества, эти внушительно-странные соборы с огромными, низко надвинутыми главами, затейливыми крылечками и узорною росписью стен! Сколько загадочной печали в их обветшалом величии, в тяжёлых очертаниях их каменной брони! Вспомнишь об них и не верится, что они всё ещё живы, что под их сводами раздаётся церковное пение, и в башнях колоколен гудят, как прежде, призывные медные звоны… Точно видел их когда-то во сне, точно слышал об них в старой-старой сказке…

 

 

Начало страницы